Преподобные Антоний и Феодосий Печерские, память 15 сентября

674 просмотров

Основатель Киево-Печерской лавры святой Антоний родился в начале XI века в городе Любече (вблизи Чернигова) и в крещении был назван Антипой. С юных лет он почувствовал влечение к высшей духовной жизни и по внушению свыше решился идти на Афон.

В одной из Афонских обителей он принял постриг и начал уединенную жизнь в пещере близ этого монастыря, которую до сих пор показывают.

Прп. Антоний Печерский
Прп. Антоний Печерский

Когда он приобрел в своих подвигах духовную опытность, игумен дал ему послушание, чтобы он шел на Русь и насадил иночество в этой новопросвещенной христианской стране. Антоний повиновался.

Когда преподобный Антоний пришел в Киев, здесь было уже несколько монастырей, основанных по желанию князей греками.

Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в двухсаженной пещере, выкопанной пресвитером Иларионом. Это было в 1051 г.

Здесь святой Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне: пищей его были черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве.

Вскоре слава о нем разнеслась не только по Киеву, но и по другим русским городам.

Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, саном иерей, вторым преподобный Феодосий.

Преподобный Феодосий Печерский

Преподобный Феодосий провел свою молодость в Курске, где жили его родители. С ранних лет он обнаружил благочестивое настроение духа: каждый день он бывал в храме, прилежно читал слово Божие, отличался скромностью, смирением и другими добрыми качествами.

Прп. Феодосий Печерский
Прп. Феодосий Печерский

Узнав, что в храме иногда не служат литургию из-за недостатка просфор, он решил сам заняться этим делом: покупал пшеницу, своими руками молол и испеченные просфоры приносил в церковь.

За эти подвиги он терпел много неприятностей от матери, которая горячо его любила, но не сочувствовала его стремлениям. Услышав однажды в церкви слова Господни: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матф. 10, 37), он решился оставить и мать (отец уже умер), и родной город и явился в Киев к преподобному Антонию.

«Видишь ли чадо, — спросил его Антоний, — что пещера моя скромна и тесна?» — «Сам Бог привел меня к тебе, — ответил Феодосий, — буду исполнять то, что ты мне повелишь».

Когда число сподвижников преп. Антония возросло до 12, он удалился на соседнюю гору, вырыл себе здесь пещеру и стал подвизаться в затворе.

Феодосий остался на прежнем месте; скоро он был избран братией во игумена и начал стараться об учреждении правильного общежития по уставу цареградского Студийского монастыря.

Главные черты учрежденного им общежития были следующие: все имущество у братии должно быть общее, время проводилось в непрестанных трудах; труды разделялись по силе каждого игуменом; каждое дело начиналось молитвой и благосло-вением старшего; помыслы открывались игумену, который был истинным руководителем всех ко спасению.

Преподобный Феодосий часто обходил кельи и наблюдал, нет ли у кого чего лишнего, и чем занимается братия. Часто и ночью он приходил к двери келий и, если слышал разговор двух или трех иноков, сошедшихся вместе, то ударял жезлом в дверь, а утром обличал виновных. Сам преподобный был во всем примером для братии: носил воду, рубил дрова, работал в пекарне, носил самую простую одежду, прежде всех приходил в церковь, и на монастырские работы.

Кроме аскетических подвигов, преп. Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению и старался расположить к ним и свою братию. В обители он устроил особый дом для жительства нищих, слепых, хромых, расслабленных и на содержание их уделял десятую долю монастырских доходов.

Богоматерь с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими
Богоматерь Свенская с предстоящими Антонием и Феодосием Печерскими

Кроме того, каждую субботу отсылал целый воз хлеба заключенным в темницах. Из сочинений преподобного Феодосия известны: два поучения к народу, десять поучений к инокам, два послания к великому князю Изяславу и две молитвы.

Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви.

Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святителей, постриженников Киево-Печерской обители, особенно известны святые Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский). преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон.

Св. мощи преподобного почивают под спудом в пещере, где он скончался и погребен. Вскоре преставился и св. Феодосий. Основанная ими каменная церковь была закончена уже в 1077 г., при игумене Стефане.

Церковь совершает память прп. Антония 10-го июля. Также память преподобного празднуется 2-го и 28-го сентября (Печер. ближ.), во 2-ю неделю Великого поста (Печер.), 10 июля (ст. ст.) и во 2-ю неделю по Пятидесятнице (Русс., Афон.).

Дни празднования памяти прп. Феодосия Печерского: 3-е мая, 14-е августа, 2-е сентября, 28-е августа (Печер. дальн.), 2-я неделя вел. поста (Печер.), 2-я неделя по Пятидес.

Таким образом, Святая Церковь почитает совместный день памяти преподобных Антония и Феодосия Печерских — 2/15 сентября.

Высокая духовная культура монашеского жития в Киевский период породила целый сонм преподобных отцев, повести о жизни и подвигах которых не утратили свое высокое духовное содержание до наших дней. В некоторых из них можно почерпнуть образцы духовного делания великой силы; некоторые сказания поражают своей правдой, своим величием и не отличаются от сказаний о жизни мужей древних, мужей великой мощи.

Собор преподобных отцев Киево-Печерских
Собор преподобных отцев Киево-Печерских

Велики и те преподобные, которые в молчании, великом смирении и послушании формировали своего внутреннего человека; каждый из них – по-разному, в соответствии со складом своей души. Вместе же они составили воинство мужей крепких, на которых покоилось в то время величие православной Киевской Руси.

Всю эту святость первого русского монашества, возросшего под руководством преподобных Антония и особенно Феодосия Печерских, ощущаешь, попадая в пещеры Печерского монастыря.

Открытые после Великой Отечественной войны, они сообщили русским православным людям о подлинной крепости и силе монашеского подвига. И сколько здесь святых могил, одна другой ближе, одна другой поразительней.

Здесь затворники и молчальники; здесь преподобные живописцы и врачи; здесь запоминающиеся образы преподобного Иоанна Многострадального и преподобного Моисея Угрина; здесь покоище игуменов и некоторых архиереев; здесь приснопамятный Нестор Летописец и святые просфорники Никодим и Спиридон.

Здесь же обрела себе упокоение святая дева Иулиания, княжна Ольшанская, здесь и двенадцать мастеров-зодчих – все они вместе и каждый в отдельности живо касаются душ живущих, ищущих, что им ближе по духу, по образу жития.

Радуйтеся, Антоние и Феодосие, монашескаго в России жития первоначальницы!

Тропарь Антонию Печерскому,
Киевскому, начальнику всех русских монахов

От мирскаго мятежа исшед, /
отвержением же мира евангельски Христу последовал еси /
и равноангельное житие пожив, /
в тихое пристанище Святые Горы Афона достигл еси. /
Отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед, /
и тамо трудолюбно жизнь совер­шив, /
Отечество свое просветил еси, /
и множеству монашествующих стезю ве­дущую к Небесному Царствию показав, /
Христу сия привел еси. /
Егоже моли, Антоние преподобне, /
да спасет души наша.

Тропарь преподобных Антония и Феодосия
глас 4

Звезды мысленныя,/ просиявшия на тверди Церковней,/
иноков Российских основание,/
песньми, людие, почтим,/
радостныя похвалы сим воздающе,/
радуйтеся, преблаженнии отцы, Антоние со Феодосием богомудрым,//
присно молящиися о возследствующих и чтущих память вашу.

Кондак преподобных Антония и Феодосия

Двоицу начальных российских све­тил почтим, /
Антония, Богом посланнаго, и Феодосия, Богом дарованнаго: /
тии бо первии, равноангельным в России житием просиявше от гор Киевских, /
осветиша отечествия нашего вся концы, /
и путь к Небеси правый многим показаша, /
и, первоотцы иноком бывше, лики спасаемых Богови приведоша, /
и ныне, предстояще в вышних немерцаемому Бо­жества Свету, молятся о душах наших.

Смотрите также: Об Антонии и Феодосии Печерских »