Господь вложил в каждого сердце и совесть, и потому каждый грешащий ответственен перед Господом… Не забывайте Господа, и Господь вас не забудет… Не исправляющиеся Царствия Небесного не наследуют. Святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Русский православный народ уже при жизни чтил отца Иоанна как праведника, верил в его молитвы и предстательство пред Господом. Сразу же после кончины Кронштадтский пастырь был вознесен в «лик отцов и учителей Церкви», и его почитание ещё более усилилось.

Из множества воспоминаний о батюшке Иоанне, записей о беседах с великим пастырем, дневник его духовной дочери Елены Духониной ценен тем, что она записывала наставления и беседы, которые длились много лет, вплоть до его кончины.

Выздоровления по молитвам батюшки

Сентябрь 1897

Обласкал приехавшего из Сибири полковника, привезшего исцелившуюся по молитвам батюшки дочку. Батюшка на благодарность полковника отвечал: «Велика ваша вера, потому Господь и услышал меня, ничтожного Его служителя, а потому и благодарите Господа».

Я попросила батюшку наложить на меня епитимью, так как считаю себя великой грешницей и боюсь, что не могу надеяться на спасение.

Отец Иоанн, добро и ласково посмотрев на меня, обнял меня и сказал: «Какую тебе епитимью, когда ты послушная» и благословил меня; мне сразу стало как-то необыкновенно легко и радостно на душе. «А ты здорова?» — внезапно спросил он (у меня действительно страшно болела рука) и, не дожидаясь ответа, взял мою руку и стал ее крепко тереть.

После этого начал служить молебен. Весь молебен простоял батюшка на коленях, молился со слезами, освятил воду, окропил ею, по обыкновению своему обласкал всех, благословил и уехал. У меня рука совсем перестала болеть, и я вернулась домой, проводив отца Иоанна на станцию, счастливейшею из смертных и от всего сердца возблагодарила Господа.

1901

Я вернулась домой и застала у себя гостя, полковника С., который нарочно остался дожидаться меня, чтобы рассказать мне о чуде, которое совершил дорогой батюшка, будучи 29 августа на освящении Суворовской церкви в селе Кончатском. Он рассказал следующее:

Святой праведный Иоанн КронштадтскийВо время обеда, в здании Суворовской школы, двое крестьян внесли совсем безчувственную, разбитую параличом, женщину; за ними шли две бабы, которые бросились в ноги отцу Иоанну и стали вопить: «Спаси, батюшка!» Отец Иоанн живо встал из-за стола и спросил, что с больною.

Пришедшие объяснили, что это их родственница, которая уже седьмой год лежит недвижима. Узнав, как её зовут, батюшка сказал: «Погляди на меня, Авдотья!»

Родные её объяснили, что уже три года она не открывает глаз; но батюшка ещё несколько раз повторил свое приказание, и больная открыла глаза. «Перекрестись», — сказал батюшка; рука больной зашевелилась, но перекреститься она могла только после третьего приказания. «Обними меня», — приказал он, и после нескольких повторений приказания больная рукой обняла шею батюшки и повисла на нем. Он стал гладить её голову, произнося тихо молитву, и затем приказал ей встать: больная выпрямилась, крестьяне хотели ее поддержать, но батюшка велел им оставить её.

Принесённая полчаса тому назад полумёртвая женщина встала перед отцом Иоанном. Он сказал ей: «Иди и молись», и больная медленно неровной поступью без посторонней помощи вышла из комнаты.

Беснование, исцеление бесноватых

Благословение от отца Иоанна я получила в квартире моей приятельницы, где и была свидетельницей того, как батюшка исцелил двоих, старушку и девушку, одержимых, как говорили, бесом. Когда их подводили к отцу Иоанну, у них лица были страшные, зверские какие-то, исступленные, казалось, вот сейчас бросятся на него и задушат; но батюшка был спокоен и только повторял: «Именем Господа Иисуса Христа выйди из нее» (сначала он обращался к старушке), та упорствовала вначале и молчала; наконец, после третьего повеления она стала как-то странно корчиться и дико закричала что-то бессмысленное: «Меня зовут рыбак».

Отец Иоанн стал требовать, чтобы она назвала настоящее свое имя; наконец она проговорила: «Екатерина»; тогда, помолившись, батюшка сказал: «Именем Господа Иисуса Христа приказываю тебе, выйди из нее», — она стала еще усиленнее биться и в исступлении кричать: «Не выйду, не выйду!» Батюшка ещё повелительнее повторил свое приказание: она постепенно опустилась на колени, стала обнимать батюшкины ноги, говоря: «Слава Богу, он вышел», и успокоилась. Точно так же отец Иоанн поступил с девушкой – та оказалась более послушной и успокоилась, он дал им приложиться ко кресту, причастив их запасными дарами.

14.05.1902

Провожая после службы в Лицейской церкви батюшку на станцию, я была свидетельницей того, как отец Иоанн изгнал беса из одной женщины, это произвело на меня такое сильное впечатление, что я и теперь не могу забыть его.
Эта бесноватая имела ужасный вид; она неистово кричала, бросалась на батюшку с кулаками, хватала его за горло (я тряслась как в лихорадке, боясь, как бы она не задушила его). Он же стоял как вкопанный, ни одна жилка не дрогнула на его лице. Я удивлялась этому спокойствию и тому, как он глубоко верил, что бес должен его послушаться. Она лезет с кулаками, а он гладит ее по голове, целует в голову и только твердит: «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе – выйди из Елизаветы и не смей её тревожить».

Глаза у неё выкатались, налились кровью, руки скрючились, стали похожими на когти у хищной птицы, на нее страшно было смотреть, а он все с тем же спокойствием повторяет все те же слова: «Выходи из неё».

Наконец она закричала еще ужаснее: «Ишь, пучеглазый, чего захотел, я уже семь лет живу в ней, не выйду! Вот ни за что не выйду!» Отец Иоанн велел ей перекреститься, а она кричит во все горло, что ее зовут «молодчиком Иваном». Батюшка на это сказал: «Иван – христианское имя, а ты скажи, как твоего беса зовут?» Она еще хуже стала бесноваться и лезть с кулаками на него. Батюшка строго произнес опять: «Именем Господа нашего Иисуса Христа повелеваю тебе – выйди из нее».

Мало-помалу она стала утихать и, наконец, по приказанию отца Иоанна она перекрестилась. «Как тебе имя?» — спросил он. Она ответила: «Вельзевул, — и стала падать, говоря: — Умираю». Тут батюшка уверенно произнёс: «Не умрёшь, Елизавета,  будешь свободна от него, — и строго прибавил: — Выходи из неё и не смей более касаться её».

Вторично велел перекреститься ей, что она уже охотно исполнила. Затем благословил ее и поцеловал в голову; она совсем преобразилась, лицо сделалось спокойное, хорошее, глаза стали совершенно нормальные, здоровые и добрые; она бросилась к ногам батюшки, начала обнимать и целовать их и всячески выражать свою глубокую благодарность отцу Иоанну за исцеление. Он же благословил и всех тут бывших и вошел в вагон…

20.07.1903

Сегодня, 17 июля, батюшка служил в Никитском монастыре. Во время обедни с одной женщиной сделался припадок; она закричала нечеловеческим голосом, а потом вдруг залаяла собакой, но затем успокоилась; ее подвели к причастию, и, когда батюшка ее причастил, она сказала, что теперь чувствует себя совершенно свободной от своего недуга.

…Отец Иоанн стал прощаться; в это время к нему подошла молодая женщина; он благословил её, она схватила его за руку и стала усиленно целовать, а потом вдруг – кусать. Я испугалась и скорей высвободила батюшкину руку; она уже начала страшно кричать и кривляться, и вообще вела себя как бесноватая. Батюшка обнял её и стал успокаивать; лицо у неё сделалось страшное, искаженное. Он же именем Иисуса Христа велел ей открыть глаза; она открыла; тогда он именем Господа велел лукавому выйти из нее, обласкал ее и успокоил совершенно. Сейчас же после этого батюшка простился и уехал.

Заповеди

«Заповеди даны нам Самим Богом и должны быть исполняемы все без всяких рассуждений; кто нарушит или не исполнит их, или же по-своему перетолкует, тот лишается Царствия Небесного; а кто и сам твердо выполнит, да еще и других научит, тот великим наречется в Царствии Божием.

Святой праведный Иоанн КронштадтскийХотя нам и кажется, что трудно исполнять заповеди, но если бы мы проверили себя, то заметили бы, что при исполнении заповедей мы имеем душевный мир, и сердце, и совесть покойны; когда же мы позволяем себе мудрствовать, объясняя заповеди и Евангелие по-своему, то душа наша, вместо нравственного удовлетворения, смущается, волнуется и делается безпокойною; таким образом, мы уже здесь на земле терпим за то, что уклонились от начертаний воли Божией.

Природе нашей свойственно падать и грешить, но также свойственно и каждый раз после падения подниматься и каяться и всегда получать прощение от милосердного Господа. Господь дал нам разум и сердце – разумом мы можем познавать истину, а сердцем предаваться ей вполне.

В нашей воле не предаваться во власть греха, а каждый раз, согрешив, снова восставать и тем самым иметь силу над грехом и не подпадать под его власть; для этого постоянно нужно быть настороже и не иметь пристрастия ни к чему – ни к деньгам, ни к славе, ни к почестям, всего избегать и строго помнить заповеди, которые нарочно даны на камне, чтобы их ничто не могло изгладить из памяти человека.

Человек не должен унывать, когда упал, но должен воспрянуть, всем сердцем покаяться, попросить у Господа прощения, и Господь Своею Благодатью поднимет упавшего и снова поставит на путь заповедей. И совсем это не трудно, нужно только следить за собой, за своим «я», за своею внутреннею жизнью и обращать внимание на помыслы».

Исповедь. Общая исповедь

«Ты знаешь, какое великое дело исповедь? Видишь крест и Евангелие? Помни, что ты предстоишь пред лицом Самого Господа, открой всю твою душу без малейшей утайки, и Господь по Своему неизмеримому милосердию простит тебе все; но ты должна исправиться, в чем погрешила, и больше к этому греху не возвращайся».

1903

…Духовный мой отец приказал, несмотря на мои частые недомогания, посещать непременно воскресные службы.
13 декабря, прочитав покаянный канон и за обедней сказав чудное слово о горчичном зерне и закваске, батюшка вдруг обратился к народу и произвел общую исповедь, сказав: «Сестры и братья! Вглядитесь хорошенько в ваше сердце и чистосердечно покайтесь!» Поднялся рев, слезы, восклицания «грешны, помолись за нас, каемся»; такой поднялся рев, что весь храм стонал; батюшка поднял епитрахиль, как бы над головами всех, всем отпустил грехи, благословил и стал приобщать. Я тоже приобщилась.
Что-то необыкновенно чудное совершилось с моей душой; я вернулась домой счастливейшая и от всего сердца возблагодарила Господа, что Он удостоил меня быть участницей этой общей исповеди дорогого батюшки.

Молитва

Нужно поменьше думать о развлечениях, а побольше о церкви, и не заниматься пустой литературой, а читать побольше Евангелие, которое и должно быть у всех настольной книгой.

Молитва должна быть неустанная, сердечная. При совершении домашних молитв нужно молиться и своими словами, а при поклонах всякий раз просить Господа, чтобы Он избавил от какого-нибудь греха… Не только молитва священника, но и молитва мирян друг за друга сильна испросить у Господа прощение, смягчение и помилование, как и молитва за усопших.

Познавать волю Господню нужно посредством молитвы, руководствуясь сердцем и совестью. «…Молишься ли ты? И хорошо ли молишься?» — говорил отец Иоанн. Я отвечала, что Господь почти каждый день посылает мне молитвенное настроение и слезы покаяния и благодарности. Батюшка так и просиял весь; видно было, что он сейчас внутренне благодарит за меня Господа.

02.11.1903

Спросила батюшку, какую силу имеет молитва об усопших и приносит ли она всегда полное прощение, если даже умерший не успел при жизни раскаяться во грехах своих? Батюшка, ласково и добро посмотрев на меня, сказал: «Был один царь язычник, который страшно гнал христиан; когда он умер, то тело его так смердело, что невозможно было выносить. Тогда жена, христианка, стала целым собором молиться, чтобы Господь простил и помиловал ее мужа. И вот кто-то увидел сон, что труп царя не истлел и цел. Выкопали труп и нашли его нетронутым и не смердящим. Значит, Господь принимает молитвы за умерших». Тогда я спросила: «Как понимать слова Священного Писания: «Что посеешь, то пожнешь?» И у апостола сказано, что молитва праведника не будет действительна, если тот, за кого он молится, сам не приложит своих стараний. Он ответил: «Конечно, без собственных трудов трудно спастись, необходимо всякому самому работать».

09.01.1904 г.

Увидав меня в игуменской, батюшка …спросил о здоровье и, узнав, что все прихварываю, а теперь еще напало уныние, он, так ласково смотря на меня, сказал: «Гони уныние прочь, молись усерднее Господу», — и усадил меня возле себя.
На мой вопрос, как узнать, что поступаешь не по своей воле, а по воле Божией, он сказал: «Надо руководствоваться сердцем и совестью, тогда после совершения какого-нибудь хорошего, доброго дела чувствуешь духовное удовлетворение, и на душе бывает легко и весело».

На мой вопрос, как бороться с помыслами, он сказал: «Молитвой». – «Я молюсь, а молитвенного жару нет, и не помогает».

Батюшка, посмотрев на меня чудным своим взглядом, сказал: «Представь, ведь и со мной это бывает; но я сейчас же обращаюсь ко Господу; ведь как враг одолевает, а Господь слышит молитву и удаляет его».

Монашество

На вопрос: действительно ли в монашестве лучше спасешься? Отец Иоанн ответил, что подвиг, конечно, больше, но можно спастись и в миру.

Каждый человек, прежде чем заняться наставлением других, должен хорошенько изучить себя, узнать и испытать свое сердце, чтобы быть в состоянии служить примером для других, и только такой человек имеет право получать воздаяние за свои труды, то есть сделать свою паству такою же чистою, каков он сам, вот объяснение евангельских слов – трудящийся достоин награды.

31.03.1904

Какое страшное время мы переживаем! Завтра предстоит страшная атака Порт-Артура, помоги, Господи, нашим храбрым воинам! Завтра еще помолимся о них поусерднее. А ведь все виноваты мы, слишком уже прогневали Господа своим неверием, своею дурною безнравственною жизнью. Веришь ли, …где я только не бываю, почти везде царит несогласие, раздор, неверие, ссоры или полный разлад; совсем нет прежней, нравственной, патриархальной жизни, нигде нет ничего отрадного – по всему видно, что близок конец. Ужасно это тяжело, а надо готовиться к скорому концу жизни. Как хорошо написано в Библии: как Господь долго терпел и, наконец, выведенный из терпения, Он наказывал израильтян за отступничество; а ведь это все прообраз Нового Завета. А теперь разве не то же самое? Мы забыли Бога, забыли заповеди, вот Господь и попустил язычникам напасть на нас…

В тяжелые времена мы живем! И все это зло наделал Толстой! Как страшно упала нравственность, что только пишут! Например: «Рай (Мережковского), в котором он христианство называет абсурдом».

03.02.1901

На мой вопрос: что ожидает тех, которые по недостатку умственного развития не понимают, где есть правда, и грешат? – отец Иоанн ответил: «Господь вложил в каждого сердце и совесть, и потому каждый грешащий ответственен перед Господом».

Осуждение

Старайтесь смотреть внутрь себя, там всегда найдете много грехов, заглядывайте почаще в свое сердце и старайтесь очищать его, а других судить предоставьте им самим и Господу: работайте больше над собой, этим и себя исправите, и Господу угодите.

Судить чужие поступки – великий грех, так как от нас сокрыто, что в человеке, какой его дух! Судить может только один Господь, а мы, своим судом, как бы врываемся в область Божию и, конечно, этим прогневляем и оскорбляем Господа; нам необходимее всего судить самих себя, вглядываться в свои проступки, разбирать и проверять свои мысли, а все другие сами за себя отдадут отчет Господу…

Наружное и внутреннее в человеке бывает совершенно различное.

ДНИ ПАМЯТИ

  • 1 ноября – Собор святых Архангельской митрополии
  • 1 декабря – Собор святых Эстонской земли
  • 2 января – Преставление
  • 14 июня – Прославление
  • 11 июля (переходящая) – Собор Санкт-Петербургских святых
Смотрите также: