Как увидеть Бога или о покаявшемся мытаре Закхее. Воскресная проповедь

993 просмотров

Однажды Господь Иисус Христос проходил через Иерихон. «И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом; и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его».

Иерихон. В монастыре на месте где Господь Иисус Христос беседовал с мытарем Закхеем
Иерихон. В монастыре на месте где Господь Иисус Христос беседовал с мытарем Закхеем

Закхей «искал» только «видеть Иисуса». И он не постыдился перед людьми этой своей жажды. Как мальчишка, забрался на смоковницу. А Иисус увидел его и сказал: «Закхей! Сойди скорее». Закхей хотел только увидеть, и вдруг — сам был не только увиден, но и узнан.

И — более того: Господь говорит: «сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Не сказал: «хочу», или: «так и быть, зайду». Но именно «надобно», как будто кто-то или что-то понуждает это сделать Его, Владыку неба и земли! Закхей «поспешно сошел, и принял Его с радостью».

Но Закхей, как начальник ненавистных мытарей, был отгорожен стеной отрицательного общественного мнения. И даже то, что Иисус почтил его Своим вниманием, ничуть не возвысило Закхея в глазах людей.

Наоборот: Сам Иисус, войдя в дом грешника, пал в их глазах. Все «начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку».

И Закхей почувствовал это. Он ощутил вину и перед людьми, и перед Иисусом, — и за свои грехи, и за то, что невольно Его «подставил».

И он всем сердцем захотел, наконец, пробить эту стену, и — воскликнул: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».

Он сказал это и перед Иисусом, и перед народом. Он открыл свое сердце и перед Иисусом, и перед народом. А сердце открывается не словами, а делом, или готовностью тут же начать совершать это дело.

И только тут Господь говорит: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама». Апостол Павел говорит, что Бог «есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных». Так и Закхей вроде и был потомком Авраама, но только теперь Господь признал и утвердил это.

И только теперь, когда Закхей открыл своё сердце, он стал сыном Авраама, а значит, и братом его детей. Он сразу вошёл в семью верующих, спасающихся и свидетельствующих о своей вере делами.

Так, у кого-то из современников Иисуса было желание прикоснуться к Нему, как у кровоточивой; у кого-то желание поговорить с Ним, у кого-то — пригласить в свой дом, у кого-то — омыть слезами Его ноги. А у Закхея — только видеть. Именно с этого начался его путь.

И этому законному человеческому желанию видеть Иисуса отвечают святые иконы. И церковь дорожит этой возможностью, и никому никогда её не уступит.

И сколько людей, взирая на иконы, сами ощущали себя увиденными Господом, и начинали новую жизнь во Христе.

А как бывает удивительно и радостно, когда вдруг узнаем, что тот, о ком мечтаем, — тоже мечтает о нас! И тот, кого так хотели увидеть, считает просто необходимым для себя прийти и поселиться у нас в доме!

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них.

И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий молча обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет ещё! — и вошел в Царство Божие.

Дерево в Иерихоне на которое залазил Закхей
Дерево в Иерихоне на которое залазил Закхей

Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи.

И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться — т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути — и поэтому о нём сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Воистину, покаяние — есть первая ступень лествицы, ведущей в Царство Божие. Никто и никогда не мог ступить на вторую ступень, не шагнув сначала на эту первую.

В пустоте жизни сей покаяние — есть первый и единственно верный стук в небесную дверь.

И всем покаявшимся, поднявшимся, чтобы Его увидеть, Господь являет себя; а кому Он явится, для того открываются и делаются явными все тайны Неба и земли и все несчётные и непреходящие сокровища, которые Бог от сотворения мира приготовил любящим Его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.