Митрополит Петр: Камень, на котором стоит Москва

465 просмотров
Успенский собор Московского Кремля. Фото из архива НИИТИАГ, предоставлено А.В. Слезкиным
Успенский собор Московского Кремля. Фото из архива НИИТИАГ, предоставлено А.В. Слезкиным

Не в удобном месторасположении — на перекрестке торговых потоков и водных артерий — секрет возвышения Москвы над более славными и древними городами Руси. А в завете святителя Петра, первого митрополита Московского: быть Москве до тех пор, пока стоит Успенский собор и «мои кости в нем положены будут».

Завещание

С митрополита Киевского и всея Руси Петра начинается Москва: по приглашению великого князя Ивана Калиты он приезжает из Владимира Великого в бывший тогда заштатный городок удельного княжества и закладывает Успенский собор. В нем же завещает себя похоронить, пророчествуя о том, что этот собор будет залогом процветания города и княжеского рода: «Если послушаешь меня, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и враги его побеждены будут, и прославится Бог в нем».

Митрополита хоронят в приготовленной им самим гробнице в стене Успенского храма. Так мощи митрополита Петра стали «камнем» в основании Успенского собора Московского Кремля и первой его святыней.

Народное почитание и исцеления от мощей митрополита Петра начались сразу же по его кончине. При московском митрополите Алексии, как говорит летопись, в праздник Успения Богородицы, в 1372 году, у гроба свт. Петра исцелился мальчик, немой, с парализованной рукой; святитель Алексий велел звонить в колокола и служил молебен. Официальная канонизация произошла через 13 лет после кончины, в 1339 году.

Богородица разрешает спор

Святитель Петр, митрополит Московский
Святитель Петр, митрополит Московский

Святитель Петр был одним из первых русских митрополитов, чьи годы пришлись на времена бесславия русской земли. Как сообщает житие, родился он в середине XIII века, когда на Русь пришли татары.

В 12 лет мальчик уходит в монастырь, изучает Священное Писание, пишет иконы (был «иконник чуден»), проходит испытание затвором и избирается игуменом нового монастыря: кротким в назидании, обличавшим согрешавших без гнева. Если нечем было подать милостыню, будущий митрополит Петр раздавал свои иконы и одежды.

Галицкий князь Юрий, на земле которого находился новый (Новодворский) монастырь, хотел видеть Петра митрополитом всея Руси. Когда пришло время выборов, Петр, по просьбе Юрия, едет в Константинополь, где утверждался кандидат на кафедру митрополита Киевского. Но в то время у многих удельных князей были свои кандидаты на митрополичий престол — вес княжества резко возрастал, если митрополит всея Руси избирал его для своей кафедры.

Был конкурент и у игумена Петра. Великий князь Владимирский, св. Михаил Тверской, выдвигает своего претендента, игумена Геронтия. По преданию, мечтавший о митрополии Геронтий самовольно взял архиерейское облачение, принадлежавшее покойному митрополиту Максиму.

Как говорит житие митрополита Петра, Сама Пресвятая Богородица разрешила спор — явилась Геронтию и сказала, что Петр — избранник Божий и будет русским митрополитом.

В 1308 году Петр, посвященный в митрополиты патриархом Константинопольским Афанасием, возвращается на Русь, но место для своей резиденции в обстановке княжеских распрей находит не сразу. После 1300 года митрополиты не жили в Киеве — опустошенный татарами, город практически обезлюдел. Во Владимире, где до Петра была кафедра митрополитов, княжил славный, но не благоволивший ему Михаил. Все чаще митрополит Петр останавливается в Москве, с князем которой, Иваном Калитой, возникает понимание. В 1322 году Петр окончательно избирает местом своего пребывания Москву и завещает быть в ней своим преемникам — киевским митрополитам.

Клевета

Строго заботился митрополит Петр о духовенстве, нравственный и образовательный уровень которого неизбежно понижался за время разорения Руси. Сохранилось его послание — «Поучение игуменам, попам и дьяконам». «Прежде всего вам должно просветиться кротостию и смирением, отсеките… от сердец ваших гнев, ярость, зависть, ненависть, пьянство, которое есть корень всякому злу, и смехотворство», — пишет Петр. «Если сами вы <…> будете творить добрые дела перед Богом, тогда в состоянии будете научить и своих детей духовных».

Не раз выступал митрополит миротворцем между князьями, лишая их благословения на походы друг против друга, указывая, что татарское нашествие — урок земле русской, не хотевшей жить в мире, и что путь к миру — в единстве и братолюбии.

Часто митрополит Петр предотвращал кровопролития, но и немало нажил врагов. Тверской епископ Андрей отправил в Константинополь донос с обвинениями митрополита Петра в симонии — поставлении епископов за деньги. Патриарх обвинению не поверил, но велел провести расследование, требуя оправдания. Был созван Собор. Все члены Собора стали укорять клеветника — кроме митрополита Петра, сказавшего оболгавшему его епископу: «Мир тебе, чадо. Не ты сие сотворил, но древний завистник рода человеческого, диавол. Отныне блюдись лжи, а прошедшее да простит тебе Господь». Епископ Андрей остался ненаказанным. В этом случае помимо кротости и смирения митрополит Петр проявил и политическую мудрость, не желая осуждением тверского епископа усиливать раздор между тверскими и московскими князьями.

Борьба за единство Руси — главный духовный подвиг святителя Петра, через несколько десятилетий ее продолжит другой московский святитель — митрополит Алексий.

Живые мощи

В 1472 году древний Успенский собор стали перестраивать. Разобрали надгробие святителя и увидели нетленные мощи, лежащие открыто: в 1382 году, во время пожара при нападении на Москву хана Тохтамыша, огонь уничтожил гроб святого, тело же осталось невредимым. Мощи митрополита Петра были переложены в новую каменную гробницу.

Через два года строившийся храм обрушился, мощи святителя были засыпаны, но не повредились. В 1479 году знаменитый Аристотель Фиораванти строит новый Успенский собор. 24 августа 1479 года туда торжественно переносят мощи митрополита Петра. Здесь же с тех пор хранятся и иконы, им написанные, деревянный пастырский жезл с надписью: «Смиренный Петр митрополит всея Руси». В день перенесения мощей (24.08 по ст. ст.) было установлено празднование в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита московского и всея России чудотворца.

Текст: Александр РАКИТИН