Начало Успенского поста

379 просмотров

Первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе — Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Сие празднество установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами в 1164 году.

Второй — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6/19 августа), и третий —перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16/29 августа в попразднество Успения Пресвятой Богородицы).

Успение Пресвятой Богородицы. Конец XII в.
Успение Пресвятой Богородицы. Конец XII в.

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и наступает через месяц после Апостольского поста. Он продолжается две недели — с 14 по 28 августа.

Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве.

Опять зовет нас Святая Церковь, в подражание святой жизни Божией Матери, попоститься духовно и телесно.

В предстоящие две недели мы вновь попытаемся что-нибудь изменить в своей жизни; кто-то наконец сможет найти силы и ограничить себя только постной пищей; кто-то сможет отказаться от любимого сериала или передачи, чтобы почитать духовные книги в освободившееся время; кто-то почитает книгу жизни – Евангелие, которую так давно собирался почитать, но все время что-то отвлекало; кто-то вспомнит, что давно не был в храме, и, наверное, сходит на службу, чтобы вновь прикоснуться к тайне и красоте совместной молитвы в возвышенных песнопениях; кто-то решится заглянуть в свою душу, ужаснется и поплачет о себе, готовясь к Таинству Исповеди; кто-то решится приступить к Таинству Причастия, чтобы укрепиться «Господом и могуществом силы Его» (Еф.6:10).

Дай Бог нам всем найти силы и потрудиться малое время поста, потрудиться для исцеления и спасения собственной души, чтобы смогла она принять «всеоружие Божие», которым мы сможем противостоять «в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф.6:13).

«Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Её блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Её сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Пресвятую Деву Марию, подражая житию Ее и пробуждая Её тем к молитве за нас… »

Но самое главное – это дни, когда мы действительно имеем возможность стать ближе к Божией Матери, под Ее благодатным покровом обрести покой мятущейся душе и сподобиться быть причастниками того Царства, в которое Она взошла в день Своего блаженного Успения.

«Сознательная духовная жизнь – это и есть та полноценная человеческая жизнь, к которой мы призваны»

Святитель Симеон Солунский

Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пьянством и заботами житейскими (Лк. 21, 34), а чрез то отпадаем от источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья.

А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному и даже делается хуже его.

О, горе нам от пристрастий наших, от беззаконных навыков наших! Они препятствуют нам любить Бога и ближних и исполнять Заповеди Божии; они коренят в нас преступное плотское себялюбие, коего конец — погибель вечная. Так пьяница для удовольствия плоти и одурения себя не жалеет множества денег, а нищим жалеет копейки; куритель табака бросает на ветер десятки и сотни рублей, а нищим жалеет копеек, которые могли бы спасти его душу; любящие одеваться роскошно или охотники до модной мебели и посуды тратят на одежду и мебель с посудою огромные деньги, а мимо нищих проходят с холодностью и презрением; любящие хорошо поесть не жалеют на обеды десятки и сотни рублей, а бедным жалеют грошей.

Поститься и потому христианину необходимо, что с вочеловечиванием Сына Божия природа человеческая одуховлена, обожена, и мы поспешаем к горнему царствию, которое несть брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе (Рим. 14, 17); брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит (1 Кор. 6, 13).

Есть и пить, т.е. иметь пристрастие к чувственным удовольствиям, свойственно только язычеству, которое, не зная духовных, небесных наслаждений, поставляет всю жизнь в удовольствии чрева, в многоядении и многопитии. Оттого Господь часто обличает в Евангелии эту пагубную страсть.

Да и разумно ли человеку жить непрестанно в желудочных испарениях, поднимающихся внутри от непрестанного варения пищи и её брожения? Разве человек только ходячая кухня или самодвижущаяся дымовая труба, каковой по справедливости можно уподобить всех занимающихся непрестанным курением? Какое удовольствие жить в непрестанном чаду, испарении и дыму? На что будут похожи жилища наши? Зачем мы будем заражать воздух смрадом и дышать им, а паче всего омрачать и подавлять душу, убивать ее последние духовные силы?

По мере того как человек удовлетворяет своей чувственности, он становится плотяным и удаляет от себя Пресвятаго Духа Божия, Который не может пребывать в людях, плотскую жизнь провождающих: кое бо общение свету ко тьме (2 Кор. 6, 14)?

Это достойное слёз состояние испытывают весьма многие и — увы! — не познают, что они не имеют в себе Духа Божия, подобно как слепые от рождения не сознают великой потери в том, что не видят света. Такие люди не имеют веры и любви в сердце и духа молитвы, бегают общения с Церковью. Боже мой! сколько для меня опасностей в жизни. Я делаюсь величайшим врагом самому себе, когда я удовлетворяю своей плоти излишне.

Если будешь с жадностию много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Не упивайтеся вином, но паче исполняйтеся Духом (Еф. 5, 18; 1 Сол. 5, 6-8). Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имел простоту веры и совершишь великие дела: ибо вся возможна верующему (Мк. 9, 23). Имей тщание и усердие: и совершишь великие дела.

Св. прав. Иоанн Кронштадский