Наставления в Петров Пост

619 просмотров

Одно из первых упоминаний об это апостольском посте можно встретить в сочинении «Апостольское предание» священномученика Ипполита Римского (III век). А святитель Лев Великий, Папа Римский, писал о Петровом посте во второй половине IV века: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа.

Господь Вседержитель
Господь Вседержитель

Господь Петровым постом будто бы нам говорит: «Я потрудился ради вас. Я наклонил само небо, воскресил и вознес вашу природу к Престолу Божию. На вас изливаются щедрые дары Святого Духа. Теперь же и вы потрудитесь, попоститесь ради Меня, чтобы приблизиться ко Мне».

За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Уже в XII веке Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Но в первые века христианства значение поста после Пятидесятницы было компенсаторным. То есть те, кто по каким-то причинам не могли поститься в Великий пост, постились по окончании периода Триоди Цветной, когда пост не положен.

Позже, во времена правления святого равоапостольного императора Константина Великого, в Константинополе был построен и освящен великолепный храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковное предание гласит, что освящение состоялось как раз 29 июня по старому стилю (12 июля н. ст.). Отсюда и пошла традиция почитать память святых апостолов Петра и Павла в этот день. И пост после Пятидесятницы органически  соединился с днем первоверховных учеников Господа. Отсюда и название Апостольского, или Петрова поста.

Церковь призывает нас к тому, чтобы мы следовали по стопам апостолов, которые в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия. Так же и мы в посте и молитве должны готовить свою душу к Богообщению.

Интересным фактом является то, что пост не всегда заканчивается 12 июля. Бывает такое, что день святых первоверховных апостолов Петра и Павла припадает на постный день – среду или пятницу. Тогда из-за благоговения к Страстям Христовым мы постимся еще и в этот день.

В пищевом же отношении Петров пост не является строгим. Он проходит следующим образом…

Устав говорит о том, что еженедельно по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни – только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Но, по сложившейся практике, мирянин воздерживается от рыбы по средам и пятницам, в остальное же время рыба вкушается.

Дорогие братья и сестры, у каждого человека своя мера и глубина поста. Их желательно обсудить со своим духовником или со священником, которому доверяешь. Один может понести бремя Устава в мере, приближенной к идеалу, для другого достаточно воздержания от рыбы только по средам и пятницам. В этом тоже нет ничего предосудительного.

Но, конечно же, кульминацией каждого из четырех длительных годичных постов является участие христианина в богослужении и особенно в Таинствах Исповеди и Причастия. То есть в посте важно сердечно и душевно отделиться от мира, поразмышлять над Крестными Страданиями Спасителя, понесенными Им ради грешного человечества, подвигом святых апостолов, их житиями, почитать духовную святоотеческую литературу, углубить молитвенный подвиг, постараться чаще переступать порог храма и главное – очистить свое сердце в Таинстве Исповеди и соединиться с Богом в Таинстве Причастия.

Телесные ограничения, воздержание ума и сердца нужны нам для того, чтобы стать более внимательными к собственной душе, чтобы в тишине и сосредоточенности поста и молитвы расслышать те животворящие и неизреченные глаголы, которыми с душой каждого из нас разговаривает Бог. И пусть святые апостолы нам в этом помогут.

Святые славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел, молите Бога о нас!

Смотрите также:

Петров пост. Как нам его провести? »