Размышления на пороге Нового года и Рождества Христова

774 просмотров
Рождество Христово и новый год
Рождество Христово и новый год

Немного истории

Многие люди Новый Год и Рождество Христово называют главными праздниками года. В то же время мало кто может что-либо рассказать об истории их возникновения.

Начало празднования Нового Года восходит к глубокой древности. Все языческие народы сопровождали его разными богослужебными обрядами, торжественными приношениями и весельем. Не было народа, который не встречал бы Нового Года, как-то по-особому отмечая это событие.

Празднование Нового Года у древних народов обыкновенно было связано с началом пробуждения природы и, в основном, приходилось на март-апрель. Такое постановление считать Новый год с месяца «авив» (т.е. колосьев) встречается в законе Моисея.

С марта Новый Год начинался и у римлян до преобразования календаря Юлием Цезарем в 45 г. до Рождества Христова. Во Франции Новый Год праздновался с 25 декабря до IX века, а затем с 1 марта в XII и XIII столетиях, то есть со дня Пасхи, и только в конце XVII века – с 1 января. В Германии то же произошло во второй половине XVI века, а в Англии в XVII веке.

Как праздновался Новый Год в языческой древней Руси – один из неразрешенных и спорных вопросов в исторической науке. Не найдено утверди­тельного ответа, с какого времени начинался отсчет года. Со времени введения Хрис­тианства летоисчисление на Руси начиналось или с марта, или со дня св. Пасхи, то есть сохранялись традиции предков.

По одной из версий в конце XV века, а по другой в 1348 году Православная Церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора. Перенос был осуществлен в связи с возрастающим значением хрис­тианской церкви 11 государственной жизни древней Руси.

Последний раз Новый Год праздновался 1 сентября 1698 года. Петр Великий изменил коренным образом и летоисчисление, и способ проведения данного события. В первый год 18 столетия летоисчисление начиналось от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Великого Царя, имевшей столь важное значение, началось с тот, что запрещено было праздновать 1 сентября.

15 декабря 1699 года был зачитан указ Великою Государя Петра Алексеевича, в котором было определено «впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с I генваря от Рождества Христова». В знак такого доброго начинания и нового столетнего века, «после благодарения Богу и молебного пения в церкви» повелено было: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (т.е. бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. К этому времени главным атрибутом этого праздника в Российских городах становится елка.

В сельской же среде не засви­детельствован обычай рождественской елки. Этот обычай пришел к нам из Германии и лишен у нас обрядового значения. Темная, буроватая ель или сосна в русском простонародье не пользовались особым почетом. Излюбленным же образом русских песен и русских обрядов является березка. Поэтому этот обычай всегда был распространен только в городском быту. Современная новогодняя ёлка не соотве­тствует никаким религиозным или обрядовым традициям и возжигание её на Рождество не связывалось с церковными обрядами. Может быть поэтому новогодняя ёлка сохранилась и в советское время. Но в Западной Европе внесение в дом ёлки как дерева, хранящего летнюю зелёную окраску даже зимой, и, следовательно, обладающей особой спосо­бностью не поддаваться зимней смерти, имело обрядовое значение и было воспринято в церкви. В лютеранских церквях во время рождественского богослужения возжигалась ёлка.

С наступающими праздниками!
С наступающими праздниками!

В настоящее время в разных странах Новый Год всегда очень оптимистичный и всеми отмечаемый праздник. Замечено, что Америка ежегодно побивает все рекорды по поздравительным открыткам и рождественским подаркам. В Бирме и Таиланде Новый Год празднуют в самую жару, поэтому люди при встрече поливают друг друга водой. Это своего рода пожелание счастья в Новом Году. Болгары, собравшись на Новогоднее торжество, на нисколько минут гасят свет.

Во Вьетнаме Новый Год встречают ночью. С наступлением сумерек вьетнамцы разводят костры, на которых готовят особые лакомства из риса. В новогоднюю ночь принято выпускать живых карпов в реки и пруды. В эту ночь забываются ссоры, прощаются обиды.

Жители Греции, отправляясь в гости праздновать Новый Год, берут с собой камень, который бросают у порога гостеприимного дома. Если камень тяжелый, говорят: «Пусть богатства хозяина будут тяжелы, как этот камень».

В Индии Новый Год празднуют по-разному. Жители северной Индии украшают себя белыми, розовыми, красными и фиолетовыми цветами. В центральной Индии на здания вешают преимущественно оранжевые флаги. В западной Индии на крышах домов зажигают маленькие огоньки. Накануне праздника матери раскладывают для своих детей подарки, сладости, цветы на больших подносах. В первое утро Нового Года детей с закрытыми глазами подводят к подносу, с которого они и выбирают себе подарок.

В Иране Новый Год встречают весной. Загодя иранцы высаживают зерна пшеницы или ячменя в небольшое блюдо. Взошедшая к Новому Году трава символизирует начало новой жизни. В Италии накануне Нового Года принято выбрасывать старые вещи и заменять их новыми. А если старых вещей нет, то приходится выбрасывать новые, иначе счастье обойдет дом стороной.

В Китае Новый Год празднуют всегда во время новолуния, в конце января — начале февраля. По улицам движутся процессии из многих тысяч фонарей. Их зажигают для освещения пути в Новый Год. Чтобы не пускать злых духов в этот день, китайцы заклеивают окна и двери домов бумагой и отпугивают их хлопушками и петардами.

На Кубе и Новый Год часы бьют только 11 раз. Поскольку 12-й удар приходится как раз на Новый Год, часам дают отдохнуть и спокойно встретить праздник вместе со всеми. В полночь кубинцы выплескивают воду через открытое окно на улицу, желая, чтобы Новый Год был таким же ясным и чистым, как вода.

В Монголии Новый Год встречают у елки. В новогодний праздник проводятся спортивные состязания, игры, проверка ловкости и смелости. В Панаме новогодняя ночь необы­кновенно шумна: гудят трубы, воют сирены и кричат люди. Согласно древнему поверью шум отпугивает злых духов. В Румынии в новогодних пирогах принято запекать маленькие сюрпризы — монетки, под Новый год принято разбивать посуду у дверей соседей.

В Шотландии под праздник поджигают в бочке смолу и катят эту бочку по улицам. Это символизирует сожжение Старого Года. После этого дорога Новому Году открыта. Считается, что первый человек, вошедший в дом после наступления Нового Года, приносит счастье или неудачу. В Уэльсе, отправляясь в гости на встречу Нового Года, следует захватить кусочек угля и бросить его в разжигаемый в новогоднюю ночь камин. Это свидетельствует о дружеских намерениях прише­дших гостей. Ровно в полночь необходимо распахнуть настежь двери, чтобы выпустить Старый Год и впустить Новый.

В Японии канун Нового Года называют «золотой неделей». В это время прекращают свою работу многие учреждения и фирмы, правительственные орга­низации, крупные универмаги. Даже банки работают до 12 часов 31 декабря и отдыхают первые три дня Нового Года. Обязательным является обычай проводов Ста­рого Года, включающий органи­зацию приемов и посещение ресторанов. В момент наступления Нового Года японцы начинают смеяться. Они верят, что смех принесет им удачу в приходящем году. В первую новогоднюю ночь принято посещать храм. В храмах отбивают 108 ударов в колокол.

Но, несомненно, для православного христианина первостепенными могут стать только праздники церковные. Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова оставляет самые яркие впечатления и благодатные переживания. Вообще, трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя. Однако, древней Церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения Христова.

В постановлениях апостольских указывается праздновать день Рождества Христова 25 декабря и отмечается значительность этого праздника для Церкви. По словам Климента Александри­йского (III в.), одни полагали это событие в мае – 20, другие в январе – 10 или 6; по другим свидетельствам II-III веков Рождество Христово приурочивается к 25 или 28 марта. Но уже в IV веке Церковь пришла к единодушному решению этого вопроса – именно в пользу 25 декабря.

Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем «Непобедимого» (dies Invicty), т.е. днем непобедимого солнца, которое не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне. В одном римском календаре IV века именно 25 декабря указан этот языческий праздник.

Чтобы отвлечь христиан от языческих чествований, в Риме перенесли на этот день празднование Рождества Христова, рождения духовного незаходимого Солнца. За Римом последовали и все Восточные церкви. Месяц и день смерти Христовой точно не известен из Евангелий; а в Церкви издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта. Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25 декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают святой Златоуст и блаженный Августин.

С IV-го века с появлением и рас­пространением арианства для Православной Церкви снова необходимо было прославить Рождество Христово. Так, с датой 25-го декабря и стало ассоциироваться событие Рождения Господня. В богослужебных песнопениях Цер­ковь утверждает нашу веру как величайшую тайну воплощения Господа нашего Иисуса Христа и изображает этот день как всеобщую радость: «яко родися днесь Спас, Иже есть Христос Господь» (Лк. 2, 10-11). «Небо и земля, восклицает св. Церковь, днесь пророчески да возвеселятся»; «играет вся тварь рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа». Вместе с тем Церковь празднова­нием Рождества Христова нравственно поучает нас святой жизни, достойной родившегося Господа.

К достойному празднованию Рож­дества Христова верующие приготовляются сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппо­ва. Поэтому христианину всегда нужно помнить, что излишнее акцентирование внимания на встрече Нового Года, который на неделю раньше Рождества Христова, и бурная его встреча может полностью лишить рождественские дни благодати церковного торжества.

Канун, или день навечерия праздника, проводится в особо строгом посте и называется сочельником или сочевником, так как по уставу церковному в этот день полагается употреблять в пищу сочиво, т.е. сушеные хлебные зерна, размоченные в воде. В V в. Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII в. Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII— IX в. св. Иоанн Дамаскин, Козьма Маюмский и Герман, патриарх Константинопольский написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, которыми Церковь и ныне прославляет празднуемое событие.

В навечерие, во время часов, Церковь воспоминает различные ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Спасителя. Далее совершается литургия Василия Великого, если только навечерие не случится в субботу или воскресенье, когда совершается литургия Иоанна Златоуста в обычное время. Всенощное бдение начинается великим повечерием, в котором церковь особенно выражает свою духовную радость пением пророчественной песни: «Яко с нами Бог».

В канун этого великого христианского праздника хотелось бы пожелать всем мира и согласия в их семьях. Постараемся же встретить святые дни и провести их согласно словам апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1-е Фес. 5, 16-18)

Праздновать ли Новый год? Ответы священнослужителей

И так, на дворе — Рождественский пост, и мы легко можем отказаться от легкомысленной вечеринки в компании малознакомых людей. А что же делать с друзьями и родными? Вот здесь начинаются сложности…

Принято считать, что весело встретить Новый год – это некая русская традиция. Но если уж говорить о национальных обычаях, то они точно не предусматривают пьянки во время поста. Но ведь Русская традиция – это готовить свою душу к Рождеству в этот период.

Есть мнение, что православному вообще не нужно праздновать Новый год. Конечно, некоторые вещи недопустимы, такие как разгул и алкоголизм, но ведь можно отметить и по-другому. 

Архимандрит Тихон
Архимандрит Тихон

Но, как заложить такую традицию, которая обеспечила бы нам и соблюдение поста, духовного и телесного, и, в то же время, мы смогли бы не причинить огорчения нашим близким? Для нецерковных и малоцерковных семей Новый год – может быть, единственный семейный праздник, когда семья собирается вместе и действительно может ощутить себя семьей. Таких событий очень немного в жизни современного человека, и разорять это нельзя.

Если родные и близкие хотят отметить Новый год, то нельзя лишать их этой радости, при том что православный христианин, конечно же, не должен при этом нарушать пост, но задача его – привнести свет Христов, радость ожидания Рождества Христова в этот праздник.

Итак, исходя из всех этих проблем и забот, и было решено в Сретенском монастыре совершить в новогоднюю ночь Божественную литургию. Сначала мы предполагали, что на службе будут только монахи и, может быть, несколько наших самых усердных прихожан. Но, к нашему удивлению, храм оказался полон. Среди наших прихожан много православных семей, и это оказалось замечательной возможностью решить непростой для них вопрос празднования Нового года.

На следующий год людей пришло еще больше, а дальше еще и еще!.. Потом мы узнали, что и в других храмах был воспринят этот опыт. Наш монастырь находится в самом центре Москвы и ровно в полночь салюты и взрывы петард заглушают первую ектенью. Мы относимся к этому спокойно. Никто – ни монахи, ни наши прихожане, – конечно же, не осуждают тех, кто не стоит в это время в храме. В слове перед литургией мы каждый раз говорим, что будем особо молиться за наших домочадцев и друзей, которые в этот час каждый по своему празднуют Новый год.

Все чаще на эту литургию приходят невоцерковленные родные и близкие наших прихожан. И всякий раз эта ночная служба производит на них удивительно глубокое, сильное впечатление. Служим мы в эту ночь несколько быстрее обычного, чтобы люди успели на метро. Причащаем из четырех-пяти чаш. Литургия длится около полутора часов. Вся братия, да и большинство прихожан, обычно причащаются Святых Христовых Таин.

В христианстве была древняя практика воцерковления языческих праздников и традиций. Быть может с чем-то подобным мы сталкиваемся и сегодня.

Протоиерей Андрей Ткачев
Протоиерей Андрей Ткачев, настоятель храма прп. Агапита Печерского (г. Киев):

Не вижу в Новом году великого праздника, но если кто-то хочет праздновать — пусть празднует. В Новый год я бы посоветовал всякому верующему человеку, который умеет читать, прочитать 13 главу Евангелия от Луки. Там говорится о некоей смоковнице, которая была насаждена в винограднике, долго не приносила плодов, и хозяин решил её срубить, но виноградарь просил его, говоря: оставь её ещё на один год, я окопаю её и обложу навозом, если она не принесёт плода, срубишь её.

В этом и есть смысл Нового года – каждый человек похож на дерево, Господь Бог ждёт с него плодов, и, если человек не приносит плода год за годом, то в конце концов дерево будет срублено.

Смысл Нового года в том, что нужно поблагодарить Бога за прошедший год и взять благословение на год начинающийся. То есть будет ли человек совершать «всенощное бдение» перед телевизором с надоевшими физиономиями – это его личное дело.

А помолиться, поблагодарить за прожитое и испросить благословение на начинающееся – это священная обязанность всякого верующего человека. Это можно делать и 14 января, в Старый новый год, и 1 сентября, это можно делать много раз в году, даже каждую неделю, меряя свою жизнь малыми Пасхами – воскресными днями. Это лишний способ оценить прошедшее и приготовится к будущему.

У каждого человека есть свой Новый год – это День Рождения, когда мы прибавляем один год к возрасту, заканчивается одно и начинается другое. Это необходимые рубежи жизни, на которых мы должны сами стать новыми, потому что никакое новое счастье не ожидает человека, если он сам не стремиться к новизне, к Новому Завету. В Новый год есть о чём поговорить, и на приходах, и на других собраниях, особенно, если настроиться на серьезный разговор.

Что же касается празднования и поста в эти дни, то мы должны оставлять свободу воли и выбора всякому человеку, поскольку каждый должен сам рассудить о своей жизни. Если кому-то интересно моё мнение, то я не вижу в Новом году великого праздника и причин для торжества, для шумного веселья. Но если кто-то хочет веселиться, пусть веселится, помня о рамках приличия и других необходимых составляющих.

Надо оставлять свободу воли, потому что запретами никого не улучшишь, не свяжешь по рукам и ногам, люди всё равно делают, что хотят. А вот провести с ними серьезную беседу о серьезных, необходимых вещах – надо. Поэтому мне кажется, Церковь правильно поступит, если она откажется от таких заявлений: идёт пост, и вы не должны есть мясо, сметану и колбасу – это само собой понятно, верующий это знает, а неверующий — слышал, но знать не хочет. Но Церковь поступит хорошо, если использует возможность, чтобы спокойно поговорить с людьми о важных вещах.

Кто-то говорил, что Новый год — был единственный неидеологизированный праздник советской эпохи, и это верно. Всё остальное было так или иначе связано с КПСС и соответствующим мировоззрением. А Новый год единственный счастливо избежал идеологизации, и он попадал на рождественский цикл, находящийся между католическим и православным Рождеством. Соответственно он хронологически был встроен в атмосферу чуда и чистой радости. Все это впиталось и люди уже интуитивно празднуют Новый год, без глубоких мысленных построений. Поэтому  можно отмечать Новый год, но не забывать о приличиях.

Молитва в день Нового Года

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения. Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал в Иерусалиме, и спасительною жертвою святого Тела и пречистой Крови освятил. Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здоровье, изобилие плодов земных и благорастворение воздуха дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими. Аминь.
Встреча Нового года: 11 правил »

Редакция портала «Православие и мир»

Перед Новым годом священникам задают множество вопросов о праздновании. что делать с постом? Как быть с неверующими родственниками? Отмечать ли или ждать Рождества? Правмир собрал самые частые ответы духовенства на предновогодние вопросы!