Рождество Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

834 просмотров

Рождество Иоанна Предтечи: пророк для народа, любящего детей

Покайтеся, приближибося Царствие Небесное (Мф. 3, 2) — Так взывал к народу, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, память которого Святая Церковь празднует 7 июля. Несколько раз в годовом круге Церковь Святая совершает память этого великого Угодника Божия. Чествованию его посвящается также и вторник каждой недели.

Сегодня мы собрались в этот святой храм, чтобы  вместе с Церковью прославить Рождество Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Явление на свет праведника — всегда есть великая милость Божия к людям, ибо праведниками стоит и держится весь мир, А святой Креститель Господень Иоанн является одним из величайших праведников, более которого, по свидетельству Самого Господа нашего Иисуса Христа, никто «не воста в рожденных женами»(Мф. 11, 11).

И вот сегодня, в день памяти святого Предтечи Господня мы усугубим внимание на житии этого великого Угодника Божия и увидим, какая поистине величайшая милость Божия ниспосылается людям в лице праведников.

Из Святого Евангелия мы узнаем, что уже самое Рождение Предтечи Господня было не обыкновенным и сопровождалось чудесами. Святой Пророк рождается по предсказанию Архангела Гавриила от престарелых родителей: Захарии и Елисаветы. Рождается Предтеча, и священник Захария освобождается от немоты, которой был наказан за неверие.

Рождается Предтеча, и радуется Елисавета, с которой снимается поношение за неплодство. Но недолго святой младенец Иоанн утешался лаской престарелых родителей, Отец его — праведный Захария — был убит в храме, а мать — праведная Елисавета, — скрывшись в горах, чтобы спасти младенца от Иродовых убийц, также скоро скончалась.

Как проходили детские годы святого Иоанна Крестителя — нам неизвестно, так как в Священном Писании на это нет указаний.

«Не спрашивай меня, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — как Иоанн во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особенно в незрелом возрасте». И отвечает: Иоанн в пустыне обитал, как на небе.

Укрепляемое Божественной помощью, дитя возрастало и укреплялось духом, готовясь к величайшему служению — уготовить народ к принятию Мессии — Спасителя мира. Тридцать лет он обитал в пустыне, нося одежду из верблюжьего волоса и питаясь лишь акридами и диким медом. Но вот наступило время, и святой Иоанн оставляет пустыню и является на берегах Иордана.

Рождество Пророка Крестителя Господня Иоанна

«Покайтеся, — раздался голос проповедника поста и покаяния, — приближибося Царствие Небесное». Призывом к покаянию и  креплению во Иордане святой Иоанн Креститель приготовлял сынов  израилевых к принятию Спасителя мира.

Стоя на пределах двух Заветов, он, кажется, ничего более не видел, кроме двух предметов — это грехов человеческих, в которых утопал грешный мир, и Агнца Божия, вземлющего грехи мира.

«Покайтеся, приближибося Царствие Небесное», — взывает он к народу. И властный призыв к покаянию не остался тщетным. Со всех сторон Иудеи стал стекаться к нему народ, жаждущий очищения от грехов и креститься во Иордане.

Спасительное дело проповеди покаяния, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, остаётся действительным и после пришествия в мир Христа Спасителя. Ведь и Господь начал Свою спасительную проповедь теми же словами: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное».

Покаяние и вера в Христа Спасителя — это два необходимых условия достижения Царства Небесного. Слёзы покаяния — это благодатный дождь, который омывает всякую нечистоту душевную, и делающий способной душу к восприятию Божественной благодати. Поэтому призыв Предтечи к покаянию, призыв к исправлению, очищению от грехов действенен и для нас. Святой Иоанн Предтеча и ныне взывает к нам, как некогда взывал к израильскому народу: «Покайтеся, приближибося Царствие Небесное». «Покайтеся.., и сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3, 10).

Будем же, возлюбленные о Господе отцы, братие и сестры, как можно чаще переноситься мыслью в пустыню Иоаннову, постараемся всегда носить в своих сердцах подвиги и светлый образ святого Предтечи Господня и будем молить его, чтобы он и в нас, как некогда в народе иудейском, уготовал путь Спасителю.

Очистим свои души от грехов, ибо таково благоволение Божие, В чем да поможет нам Господь молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы, святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна и всех святых, стоящих у Престола Божия и непрестанно молящихся о душах наших. Аминь.

РОЖДЕСТВУ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
Тропарь, глас 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, / достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: / неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / славным и честным твоим рождеством, / и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

Кондак, глас 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, / и той есть исполнение всякаго пророчества: / Егоже бо пророцы проповедаша, / на Сего во Иордане руку положив, / явися Божия Слова пророк, / проповедник, вкупе и Предтеча.

Величание

Величаем тя, / Предтече Спасов Иоанне, / и чтим еже от неплодове / преславное рождество твое.

Слово в праздник Рождества Иоанна Предтечи. Проповедь прот. Андрея Ткачёва

Евреи любили и желали детей. Среди регулярно рождавшихся мальчиков и девочек появлялись время от времени Самуил, Давид, Илия… А от престарелых Иоакима и Анны родилась со временем и Благословенная в женах — Дева Мария. А когда приближалось время от Её чистых кровей прийти в мир Сыну Благословенного, в этом же народе, 6 месяцами ранее, родился Предтеча Спасителя. И родился Он также от весьма престарелых родителей.

Рождество Пророка Крестителя Господня Иоанна
Рождество Пророка Крестителя Господня Иоанна

Когда человек детей не хочет, то их отсутствие для него – исполнение желаний. А когда люди детей хотят, то их отсутствие – почти проклятие. Есть разве что утешение – вспоминать Авраама и Сарру и их долгую бездетность. Но это – слабое утешение, поскольку любой скажет: «То – Авраам, а это – ты, рядовой грешник». И тяжело даже представить, с чем сравнить то глубокое смирение и печаль, которые носили в себе Захария и Елизавета, словно клеймом отмеченные бездетностью. Боюсь, что мы так и не ощутим глубину их скорби, поскольку живем иначе, в других смысловых координатах.

Но меня интересует ещё одна грань долгого испытания бесплодием. Кроме смирения, которое должно было родиться в душах супругов, и кроме отчаяния или ропота, которые ни в коем случае не должны были родиться, было еще нечто. Это «нечто» — умирание или хотя бы замирание страстей.

Каков вообще смысл старости? Вне религиозного подхода смысла в ней нет. Вне восхождения к Богу она – пытка немощью и частичная расплата за совершенные ошибки. У старости появляется смысл лишь при наличии вечной перспективы. Тогда она – время опыта и отхода от суеты. Тогда она – движение навстречу к Богу и время молитвы. Сама прожитая жизнь обтачивает человеческую душу, и старику быть наглым и дерзким, глупым и похотливым так же противоестественно, как камню на морском берегу противоестественно не быть гладким и обточенным волнами.

Страсти должны умирать в человеке по мере накопления прожитых лет. В этом смысл старости. Должна умирать похоть, сребролюбие, болтливость, зависть, злопамятство. Должна крепнуть вера и предчувствие иной жизни. Современная культура пытается хвалиться именно тем, что молодит омертвевших, что создает условия для продолжения жизни страстей в преклонном возрасте. Но Захария с Елизаветой жили в иные времена и по-иному. Живи они сейчас, Предтеча, быть может, и не родился бы.

Они жили по-иному, то есть правильно, «ходя в заповедях и оправданиях Господних», и к моменту чудесного зачатия страсти увяли в супругах. Они не передавали своему благословенному дитю весь багаж страстей, который обычно в молодые годы родители передают первенцам. И первенцам, к слову, ой как нелегко от этих страстей живется. Они бывают буйны, как Рувим, и безрассудны, как Исав. Иоанну же должно было стать сыном горячих молитв, а не жарких юношеских объятий. Ему предстояло самому стать живой молитвой, и поэтому он родился у отца и матери в глубокой старости.

Вскоре предстояло и Деве понести во чреве от Духа Святого. Перед этим Бог творит последнее предваряющее чудо в женском естестве. Рождает старица. В девице ведь всё готово к зачатию, только нет мужа. А в старице всё умерло для зачатия, хотя муж есть. То, что Захария, онемевший после видения Ангела в храме, пришёл домой и, оставаясь немым до самого рождения сына, приступил к жене как к женщине – настоящее чудо.

Рождество Иоанна Предтечи
Рождество Иоанна Предтечи

Чудо – возникновение однократного желания в старом теле; желания, не отменяющего благоговейного страха и возникающего по послушанию голосу свыше. Чудо – само соитие людей, ничего уже не ждавших от своей высохшей утробы, чудо – и последовавшая затем беременность. «Я дал силу зачать, не дам ли Я и силу родить», — говорит Господь через Исайю. Он дал силу родить и Елизавете, что было венцом чудес после обычного вынашивания, столь необычного в данном случае.

Предтеча родился. Его питали старческие сосцы, приучающие сына поститься с детства. Он, ничего не видя ещё глазами, видел Христа сердцем, когда бился во чреве матери, и та исполнялась Духом, благодаря сыну. В это самое время непраздная Мария стояла перед Елизаветой и удостаивалась от неё имени Матери Господа.

Родившись, Предтеча развязал язык отца, и тот стал пророчествовать, не в духе старого священства, приносящего кровавые жертвы, но в духе нового священства, благовествующего день за днем спасение Бога нашего.

Да развяжет же Предтеча и нам молчащие, неизвестно какой немотой связанные языки. Да польётся вновь, по его молитвам, столь необходимая человеческим душам, — проповедь деятельного и глубокого покаяния.

Предтеча родился, чтоб не только его родной отец перестал изъясняться знаками. Он родился, чтобы вся полнота Церкви, все царственное священство, все люди, взятые в удел, отверзли уста на молитву и беседу о едином на потребу.

Услыши нас, Иоанне, в день рождения твоего, и сделай так, чтобы раздались повсюду, где есть твой праздник, святые слова, рождающие исправительный стыд и смягчающие ожесточенные сердца. Ты – голос вопиющего в пустыне. Взгляни — наши заполненные людьми города в духовном отношении ничуть не лучше пустынь. Подобно пустыням, они бывают бесплодны и, как в пустынях, в них воют шакалы и встают обманчивые миражи. Но стоит раздаться царственному, львиному рыку твоей покаянной проповеди, как пустыня наводнится жаждущим спасения народом.

Поэтому услышь нас, Иоанне. И в день рождества твоего возгреми над ухом каждого пастыря, чтобы тот не болел немотой, но воспевал вслух народа великие дела Божии, начавшиеся с твоего рождения.

Протоиерей Андрей Ткачев