Старец Филипп и Богородица Луганская

6 561 просмотров

В Луганске сохранилось предание о явлении Богородицы диакону Филиппу. На его могиле построена Часовня, около которой установили ту самую часть дерева (дуб), которую старец на глазах у неверующих комсомольцев претворил в камень… Луганский митрополит Иоанникий (ныне на покое) благословил написать жизнеописание старца-дьякона Филиппа Луганского ».

Фото-копияиконы Богородицы Луганской в трёх лицах

Кем был на самом деле диакон Филипп? В народе говорят о нём разное. Но Луганская икона Божьей Матери написана по его почину. В правом углу келии старца находилась эта главная икона всей его жизни — «Ведение во сне юго Западная Трёх-Личная Божия Матер» (размером примерно 60х80  см). Она была написана на холсте, в узкой рамке и без стекла, люди помнят её уже потемневшей от времени.

В июне (13,14 и 15 – как заповедано старцем Филиппом) празднуется явление Божией Матери в городе Луганске, которая явилась ему трижды — последовательно одно явление за другим, обозначив таким образом своим шествием крест над городом. При этом она являлась каждый раз в разных видах и возрастах (40 лет, затем 60-ти и 18 лет). В память этого явления и был в последствии написан сей исторический образ неизвестным художником со слов Филиппа Елисеевича Горбенко.

Ещё при жизни старца (в начале 50-х годов) икона была сфотографирована, раскрашена акриловыми красками и размножена. А оригинал передан на сохранение «до лучших времён»…

Многие, кто знал и часто бывал в келье у старца, вспоминают также его слова о том, что на месте его могилы выйдет треугольный камень и силы небесные сойдут на него. Ещё он говорил, что что придут иноземцы, поклонятся и прославят Богородицу Луганскую и будет крестный ход с «моей иконой Божией Матери» вокруг города.

Надгробие дьякона Филиппа, 1999 г.
Надгробие дьякона Филиппа, 1999 г.

После кончины диакона Филиппа (22 ноября 1956 года) по его завещанию была сделана гробница (по его же чертежу), в которой была устроена ниша для образа Богородицы Луганской. Эта фото-копия трёх-личного образа Божией Матери находилась более 40 лет в нише памятника за неугасаемой лампадой…

Считалось, что после смерти старца икона была безвозвратно утеряна. Однако по счастливой случайности или волею судьбы ее удалось найти съёмочной группе телеканала ЛОТ, которая приехала в г.Александровск снять фильм про Луганского старца для цикла передач «Губерния».

«Я считаю, что это случайность или благословение Филиппа, ведь во всех источниках пишут, что она пропала. Это просто счастливый случай, что мы её нашли», – поделилась своими впечатлениями о находке журналистка Елена Руни. И как ещё оценить тот факт, что, приехав в Александровск, чтобы посетить церковь, где Филипп служил дьяконом последние годы жизни, первым человеком, которого встретила съёмочная группа, оказалась бабушка, которая сама видела и помнит старца.

Восстановить след пропавшей иконы удалось не сразу. Однако, на удивление, поиски вскоре увенчались успехом. Как оказалось, икона вовсе не пропадала, её просто спрятали от людей и всё это время хранили, ожидая особого случая.

Как рассказала Елена Руни, которой посчастливилось собственными глазами увидеть древнюю икону, она представляет собой тоненькое, ветхое полотно, на котором грубо и не очень ярко изображено явление Богородицы над Луганском.

Икона Богородицы Луганской, Свято-Петро-Павловский собор
Икона Богородицы Луганской, Свято-Петро-Павловский собор

«Не знаю, можно ли назвать это иконой. Скорее, это описывающая событие картина. Это тоненькая ветхая ткань, она совсем не солидная, а, скорее, бедненькая. В отличие от той, которая была написана гораздо позднее, после её пропажи (1992 г.). Ведь новая икона вся в серебре и золоте сейчас висит в храме», – рассказала Елена.

Главную ценность этой иконы связывают именно с пророчествами Филиппа, который обещал, что она сыграет в своё время свою решающую роль в жизни города и станет определенной вехой в его истории.

Однако эта удивительная находка не станет в ближайшее время достоянием общественности. Как оказалось, её хранили все эти годы, и будут продолжать хранить в тайне от всех, пока сам старец не подаст знак того, что её пора явить людям. Как утверждают те, кто оберегает изображение Луганской Божьей Матери, передавая его из поколения в поколение, именно такое наставление давал перед своим уходом из жизни старец Филипп.

Кроме того, как гласит легенда, он знал, что икона будет «утеряна», как и то, что вокруг неё будет ходить много лжи. С этим нельзя не согласиться, ведь уже сегодня вокруг этой Луганской иконы, равно как и старца Филиппа, ходит столько слухов и невероятных историй, что очень трудно отличить правду от вымысла.

Таким образом, и сегодня считается, что той оригинальной иконы больше нет. Несмотря на то, что её видели около 15 человек луганской съёмочной группы. После этой временной демонстрации её снова завернули во что-то кружевное и унесли…

Её не прячут в подвале, не утаивают, её просто берегут. Причём икона в руках уже третьего поколения своих хранителей. Когда же икону покажут миру неизвестно. Как говорят, должно произойти что-то особое, но что именно — никто пока не знает, но продолжают ждать, что Филипп Луганский подаст какой-то знак.

И даже, если бы икону открыли людям сегодня, что с ней сделали бы дальше? В церковь её не поместить, ведь образ абсолютно неканоничен, а старец Филипп не канонизирован.

И это, несмотря на то, что церковь очень уважительно к нему относится, регулярно служатся панихиды в его часовне, как говорится не зарастает народная тропа, а рядом с часовней уже и храм выстроен в честь всех святых…

Интересно ещё то, как именно в пророчестве старца описывается событие, которое прославит город: «Луганск в центре западет, пойдет под землю, и там будет озеро, и на это озеро будут приезжать и молиться люди».

Как расценивать эти слова Филиппа – буквально или это какая-то аллегория, трудно сказать. Стоит ли нам ждать, что полгорода провалится под землю или здесь более глубокий смысл? Достоверно можно сказать только одно: в нашем городе есть множество людей, которые свято в это верят. А нам просто остается удивляться чудесам, о которых не перестают говорить и которые продолжают совершаться у людей после молитвенного обращения к старцу Филиппу.

Могилка его так и находится на старом кладбище, неподалеку от Благовещенского храма (в районе автовокзала областного центра, рядом с троллейбусным парком). У отца Филиппа никого родных нет, но с конца 1956 года – за могилкой постоянно ухаживают. Всегда горела (и поныне горит теперь уже в часовне) лампада перед его образом, на котором он держит в руке батон белого хлеба.

Он говорил: «Кто вспоминать меня будет и молиться Пресвятой Богородице Луганской, сыт будет хлебом и на земле и на небе». Завещал приходить к нему на могилку как к живому.

Дуб в Старой Ильинке
Дуб в Старой Ильинке

И люди действительно почитают старца Филиппа как своего Луганского святого, тянутся к этому святому месту, а по определенным дням там служится панихида, читается акафист «Скоропослушнице»…

И ещё один любопытный и важный эпизод из жизни Филиппа Луганского. На станции Ильинка (сейчас находится на территории Ростовской области) Филипп посадил веточку Мамврийского дуба, принесённого им из паломничества в Иерусалим. Вскоре из неё вырос молодой крепкий дубок, у корней которого забил святой источник. Сейчас это уже огромный дуб, из-под которого бьют 2 источника.

В настоящее время там совершают молебны священники Ростовской епархии. Один источник, более мощный, который течёт по левую сторону от дуба, именуется в честь Святителя Николая Чудотворца, а который тихий совсем, справа – в честь святой великомученицы Параскевы…

Более подробная история о старце Филиппе с рассказами свидетелей его жизни — в этом файле, pdf:Крестный ход Богородицы над Луганском и старец Филипп Луганский »

Луганчанин Геннадий Волик, к празднеству 110-летия (2015 г.) явления Божией Матери над Луганском снял фильм Старец Филипп Луганский. Кто он? ».

Краткая история явления Богородицы над Луганском (1905 г.)
Во время строительства пороховых складов, на завод, где Филипп работал сторожем на проходной, должны был привезти груз. Влекомые жаждой обогащения, четверо рабочих, сопровождавших его, решили угнать одну из подвод с лесом, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. И когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, стал спрашивать: «А где еще подвода? Еще одной, четвертой, не хватает. Или богаче от этого будете, что лукавого слушаете? А вы лучше живите-ка той правдой, которою жили«.

Устрашились воры, откуда это знает Филипп о подводах? Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, посовещались и решили его убить.

Но Царица Небесная хранила Своего угодника, а готовившиеся совершить злодеяние стали впоследствии свидетелями чуда. Дождавшись наступления ночи (пересменка на заводе происходила в полночь), четверо разбойников подкрались к Филиппу, который шел на смену по территории завода. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить Филиппа. В это время небо озарилось светом неизреченной красоты. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться…

И так, сразу после полуночи, т.е. это было уже 1 июня (ст. стиль) 1905 года, Филипп удостоился видеть явление Приснодевы Марии, которое началось тем, что он увидел Царицу Небесную скороходящую в небе, явившуюся в возрасте около 40 лет. Она прошла путь в направлении с Запада на Восток вместе с девами, приклонившими перед нею свои главы.

Старец Филипп Луганский
Старец Филипп Луганский

Филипп Елисеевич и начал молиться, чтобы отогнать лукавого, если это всё от него происходит. Стал вслух читать молитву «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», осеняя себя крестным знамением. При этом каждое произнесённое им слово яркими золотыми буквами отображалось на небе. Впереди, по всему пути следования Божией Матери, по словам Филиппа, он видел преклоненных дев небесных, одни из этих дев двигались как бы коленопреклоненно. Как говорил он сам, Божия Матерь прошла путь от Родаково до Миллерово. По окончании виденного зарево оставалось, а Филипп продолжал молиться Пресвятой Богородице.

Затем он вновь видит Царицу Небесную в возрасте примерно 60 лет, идущую теперь в направлении с Юга на Север, завершив образ крестного знамения над городом. Она была уже в других одеждах, так же идущая по облакам по направлению от Краснодона до Старобельска. Ручки у Пресвятой Девы были сложены крестообразно, как на иконе Божией Матери «Умиление» (что из келии преподобного Серафима Саровского). За ней следовал с пением монашеский чин с хоругвями в руках. Первым за Божией Матерью шёл монах и нёс зажжённый светильник — в нём отец Филипп узнал юродивого по имени Марк (в народе — «Марочка», который проживал в Луганске и нёс на себе особый подвиг юродства, был жив вплоть до 50-х годов нашего столетия. Всегда сидел на паперти кафедрального собора, обращаясь ко всем проходящим мимо: «Подайте Марочке копеечку«. Других денег, кроме как одной копейки, он ни от кого не принимал. Сам он был маленького роста, худощав, одет всегда в старенький подрясник, обувь не носил).

Монахи при этом пели: «Пресвятая Богородице Луганская спаси нас и покрый нас Пресвятым Твоим белым покрывалом…» В это самое время враг рода человеческого стал мешать этому шествию, создавая шум и бросая камни. Тогда Матерь Божия, сложив крестообразно руки на груди, обратилась к Сыну Своему, и Господь не замедлил о помощи: невидимой рукой стала воздвигаться кирпичная стена, которая отгородила их от нечисти. После этого второе видение исчезло…

И сразу же возникло третье — Дева Мария, в образе внешне около 18 лет, предстала в белом одеянии с непокрытой головой, Она направлялась прямо к нему. Увидев смущение Филиппа, она сразу же покрыла голову и руки белым покрывалом, оставив только лицо. Под Её ногами образовалось подобие облачка, — для этого Она легонько топнула ножкой и из образовавшихся искр под Её ногами получился как бы светящийся бугорок.

Затем Она сказала ему: «Филипп, волею Сына Моего ты приведён в этот город на служение Богу и людям. С этого дня благодать и помощь моя будет пребывать с тобою. Ты будешь помогать людям, молитвами своими будешь изгонять бесов и исцелять людей. Заступничеством Моим тебя никто не тронет. А день сей явления моего граду Луганскому помни и учи всех чтить его три дня как Пасху. О граде же сем скажу, что к концу мира наречется он Царьград-Святоград Луганский, определено ему быть городом славы Моей, небесным Царьградом. И многие люди будут промыслом моим съезжаться сюда со всех уголков Земли сами не зная зачем. Помощь Моя и благословение пребудут тогда с ними в День Судный. Я буду Заступница месту сему и Богу о нём Ходатаица». После этого Царица Небесная благословила Филиппа на служение людям, а также показала ему разные травы и что-то рассказывала при этом… На этом всё явление завершилось…

Ещё некоторое время Филипп не мог и пошевелиться от всего виденного и слышанного. Огромная радость переполняла его душу. Он говорил, что во время видения видел себя стоящим в обычной одежде с палкой в руке и тут же он видел себя падшим ниц в длинном хитоне. «Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю«.

Но когда он пришел в себя, то увидел разбойников, лежащих на земле, сиянием огня небесного они были ослеплены. И на вопросы народа о виденном в эту ночь и о причине их слепоты говорили только то, что все видели только яркий свет в небе среди полуночи. Тогда благочестивые люди стали расспрашивать о случившемся Филиппа Елисеевича, а он, преисполненный духовной радости, рассказывал жителям города о явлении Божией Матери граду Луганскому и об особом благословении для города и покровительстве Пресвятой Девы Марии. На протяжении всех последующих лет Филипп говорил о том, что явление Божией Матери было не конкретно милостью Царицы Небесной к нему, а милосердием и материнским покровом ко всем православным жителям Луганска.»Чтите этот день, как Пасху«, — говорил он.

Каждый город или обитель, имеющие прославленный или почитаемый образ Божией Матери, гордятся тем, что Заступница рода христианского милостиво призрела на место сие, и для утверждения Православной веры и Своего покровительства над ним украсила его. Также и земля Луганская гордится своим образом Преблагословенной Владычицы. Изображение, которое находилось у старца в келий, было написано одним художником и передавало все явление Божией Матери в подробностях.
Старец Филипп часто говорил, что не знавшие его, которые будут жить позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него и отражала все явление. А будет написана новая икона в воспоминание этого события. Также говорил: «Пройдут с иконой крестообразно через весь город. Приедут чужеземцы и поклонятся. А вы будете следом идти, петь и радоваться«.
Так всё и произошло в конце 20-го, начале 21-го века. После смерти диакона Филиппа, икона в Трёх Лицах, находившаяся у него в келии, пропала. Возможно, он сам предчувствуя кончину, благословил кого-то из ответственных людей сделать фотокопии, а оригинал сохранить до времени. А в 1992-м году, при архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его благословению и по просьбам верующего народа, была написана каноничная икона Луганской Божией Матери.

уганская икона Божией Матери была написана во время Великого поста в Псково-Печерском монастыре с особой на то подготовкой лучшим иконописцем нашего времени — архимандритом Зиноном. Работавший над исполнением образа часто упоминал, что «икону написать нельзя, ее можно только вымолить у Бога«. Икона, как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, несет в себе неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Пред ней затихают страсти и суета мира. Она высится над всем в ином плане бытия.
Икона — есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же возвещает образом. Икона несет в себе глубину богословия. Она тесно связана с догматами, символикой и богослужением.
Пресвятая Дева изображена на темно-синем, выполненном из лазурита ночном небе, что указывает на ночное время явления Богоматери. Двенадцать золотых звезд, окружающих Пречистую, — символ двенадцати Апостолов. По вознесении Спасителя на небо Она для апостолов и всех верующих была утешением и назиданием. Беседуя с ними, Она передавала все слова, которые слагала в сердце Своем: о чудесных событиях благовещения, безсеменного зачатия и нетленного от Нее Рождества Христова, Его младенчества и всей земной жизни.

Подножие, на котором стоит Преблагословенная, являет собою земной престол — Церковь земную. Семь драгоценных камней, украшающих его, есть символика семи Таинств Церкви, в которых она живет и укрепляется, и самые «врата ада не одолеют ее«. Верхняя золотистая часть подножия напоминает о невещественном свете. Число золотых лучей говорит о числе Поместных Православных Церквей, образующих единую святую, соборную вселенскую и апостольскую Церковь.
Лазурное небо и теплая зелень нижней части фона как символ земли в своем соединении напоминают нам о том, что перед нами — Царица неба и земли. Находясь в небесных обителях у престола Сына и Господа, Она заботится о Церкви земной и неотступно в ней пребывет, проявляя материнскую заботу. По слову Григория Паламы: «Она Единая, ставшая между Богом и родом людским«.
Руки Пречистой Девы сложены на груди, как в момент Архангельского Благовещения: «Радуйся Благодатная«, на что смиренная и совершенно преданная в волю Божию отвечала: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему» (Лук. 1,38).

«У Нее ум — Богом управляемый и к Богу одному направленный, очи Ее всегда устремлены ко Господу, сердце Ее чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся — чертог Духа, вся — град Бога Живаго, вся — пред очами Божиими«.
Нижняя одежда — хитон Пресвятой Девы голубого цвета, из измельченной бирюзы, как символ девственной чистоты, опоясан червленым поясом. В тенях оттенки доходят до темно-синего, лазурного. Из-под хитона виднеется ярко-красная обувь, которую носили византийские императрицы, выполненная из полудрагоценного камня индийского происхождения и в иконописном искусстве называется — киноварью.
Мафорий — верхняя одежда, широкая, по краям вызолочена узкой каймой, по длине опускается немного ниже колен. Для мафория и покрывала Пресвятой Богородицы в иконописи усвоен коричневый или близкий к нему темно-малиновый, переходящий местами в фиолетовый цвет, что имеет свою символику. Известно, что такой цвет составляется из синей и красной краски. И здесь голубой (оттенок синего) — есть символ Ее девственной чистоты, а красный, как цвет крови, свидетельствует о том, что от Нее, Чистейшей Девы, заимствовал Свою земную порфиру — плоть и кровь — Сын Божий.
Ниспадая с левого плеча, на мафорий имеется семь выведенных золотом подвесок, символизирующих число архангелов. Так как Сама Богоматерь через воплощение от Нее Сына Божия сделалась честнейшею Херувимов.

Непременной принадлежностью головного покрывала Матери Божией являются три звездочки, которые всегда пишутся на обоих плечах и на челе. Эти звездочки — символ Ее приснодевства. Она — Дева до Рождества Христова (звездочка на правом плече), Дева в самый момент непостижимого рождения Сына Божия (звездочка на челе) и остается Девой по рождении Своего Божественного Сына (звездочка на левом плече покрывала).
Всматриваясь в образ, вспоминаешь слова историка: «Одежда скромная, чуждая роскоши и неги, поступь степенная, твердая, взгляд строгий, соединенный с приятностью, тиха и покорна родителям, речь кроткая, льющаяся от незлобливого сердца» (Никифор Каллист).

По краю нимба на красном контуре имеется неполных сорок три кружочка. Это число указывает, что около 43 года по Рождестве Христовом, во время гонения, воздвигнутого Иродом на юную Церковь Христову (Деян. XII, 13), Пресвятая Дева Мария удалилась в Ефес с Иоанном Богословом, где ему выпал жребий проповедовать Евангелие. После этого, по преданиям, она посещает и епископствовав-шего в Кипре Лазаря, а также Афонскую гору — место жребия, данного Ей от Господа.

Такие же кружочки, располагающиеся вокруг надписи «Мария», «Дева», а их 59, говорят о числе лет от рождества Преблагословенной до Ее апостольского жребия.
Имеющееся украшение на покрове, состоящее из изображенных жемчужин, указывает на годы земной жизни Божией Матери.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) о почитании чудотворных икон высказывается так: «Не существует ни церковных правил, ни примеров, чтобы какая-либо икона признаваема была чудотворной посредством формального расследования определения… Есть иконы, наименованные в святцах чудотворными по преданию веры, и в особенности, по случаю чудотворений, относящихся ко благу святой Церкви и отечества и требовавших учреждения особых празднеств… И всякая святая икона должна быть благоговейно чтима по возведении сего почитания к первообразу (т.е. потому что честь, воздаваемую к святому образу, мы относим не к дереву или краскам, положенным на дерево, а к Господу Богу или к Божией Матери); и всякая икона по вере и благодати Божией может быть чудотворною. Тем более заслуживает благоговейного почитания тот образ, качества чудотворности которого подтверждаются верою, преданием и особым устроением Провидения Божия«.

С верою и благоговением молящиеся перед Святым образом Луганской Пресвятой Богородицы сподобляются сердечного умиления и вручают себя под Всемогущий Покров Царицы Небесной, имеют твердую веру в то, что к нашей Луганской святыне относятся слова, сказанные Пречистой Богородицей при виде первописанной Ее иконы апостолом и евангелистом Лукой (первым иконописцем): «Благодать Родившегося от Меня и Моя милость с сим образом да будет«. Имея такую покровительницу города и области, православные люди молятся о защите от всех бед и напастей, об утверждении в Отечестве нашем мира и согласия, испрашивая потребное благополучие.

Образ Луганской Божией Матери не без воли Царицы Небесной украшает Своим присутствием Свято-Петропавловский кафедральный собор города Луганска, пред которым каждую среду, до начала Божественной литургии, собором духовенства совершается служба акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.

Имеется также образ Луганской Божией Матери и в часовне на могиле старца-диакона Филиппа. В 2002 году, на праздник Покрова Божией Матери, образ, написанный на стене, обильно замироточил. В течение всего года верующий народ, прикладываясь к этому святому образу, помазывался миром, истекавшим от иконы. В определенные дни мироточение происходит и сейчас.

Сердце народа, на глазах которого происходит это чудо, воспламеняется любовью к Пречистой Божией Матери и к угоднику Божию — старцу диакону Филиппу.

Подробности жизнеописания старца Филиппа и явления Пресвятой Богородицы над Луганском, само появление каноничного образа Божией Матери Луганской, а также — Часовня иконы Божией Матери Скоропослушница и великолепная роспись в ней, а также рядом — строительство храма Всех Святых — всё это благодаря попечениям ныне архиепископа Каменского и Царичанского Владимира (Орачёва) ». Продолжил строительство храма и в настоящее время является настоятелем храма Всех Святых — архиепископ Иоанн (Сухина).

Дьякону Филиппу Луганскому. Стихотворение

Дьякон Филипп – прозорливый
В луганской земле просиял.
По-отечески был он любимый,
Спасал, помогал, окормлял.

Во истину Вышних посланник,
И видел он Божию Мать,
И беды гасил как пожарник,
Пророчески все мог узнать.

И добрые отзывы пишут.
Конечно же, старец- святой.
И скоро посланье отыщут,
Спасенье в наш час непростой.

И верую — будем Святградом.
Сказать просто так он не мог.
Молитесь и будет награда — Спасет,
Милосердный, нас Бог.

Подвижника славим, аскета.
Молитвенник и человек.
И весь из любви он и света.
И праведным был его век.

Дуб-камень его назиданье,
И множество прочих чудес.
И в лике святых ждем признанья,
Волею Божьей с небес.

И камень заветный найдется,
Прольётся божественный свет.
И радость в сердцах отзовется,
В веках святой будет воспет.

Просите его, обращайтесь.
Идите в часовню к нему.
В заступничестве не сомневайтесь,
И веруйте слову сему.

Молитвенник наш и заступник,
Молитв твоих просим святых.
Просящему — в жизни ты спутник,
И любишь ты всех, как родных.

И в образе чистом и светлом
Величие и простота.
В предстательстве чутком и щедром
Есть веры его высота.

И булочку держит в деснице,
Готовый весь мир ущедрить.
И пусть пролетают зарницы,
Всегда его будем любить.

(раб Божий Юрий, г. Стаханов)

14 июня в продолжение празднования в честь Луганской иконы Божией Матери — происходит общеепархиальный Крестный ход в центре г.Луганска

Сборник фотографий «Святые люди и святые места Луганщины»