Святая Троица. День Рождения Церкви

688 просмотров

В этот святой день празднуется День Рождения Церкви! Видимым образом — огненными языками сошёл Дух Святой на апостолов в сионской горнице — так сбылось древнее пророчество, которое возвестил Господь через пророка Иоиля: «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» (Иоил.2:28,29).

Пресвятая Троица
Пресвятая Троица

Благодатная сила Духа помогла апостолам основать Церковь и пронести христианскую проповедь по всему миру, и мир услышал и продолжает слышать призыв Христа: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан.7:37). И каждый человек свободен, откликнуться на этот призыв, или нет.

А в Церкви, и по сей день, продолжает действовать Дух Утешитель, с не меньшей силой, чем во времена апостолов. И открыт всякому жаждущему источник с чистой, прозрачной водой благодати Духа Святого. Дай Бог каждому суметь вкусить этой воды, чтобы «не жаждать вовек» (Иоан.4:14).

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы описано в Деяниях святых апостолов (Деян.2:1-18). В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать»  (Деян.2:2-4).

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы и услышав что внутри говорят на различных наречьях пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и «говорили: они напились сладкого вина»  (Деян.2:13).

Тогда Петр же, став с одиннадцатью, возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. (Деян.2:14-18)

Ученики были собраны в молитве, в воспоминании о своем убитом и воскресшем Учителе. И вдруг сошли на них как бы огненные языки; огнём спустился на них Дух Божий, их исполнило вдохновение — уже не те были апостолы, какими они были за пятьдесят дней до этого. Тогда они, испуганные, ютились в страхе, что их Учитель побежден, убит.

Теперь те же самые люди, исполненные этим вдохновением, этим дыханием вечной жизни, исполненные Божиим присутствием, вышли к окружающим их людям и без страха, со смелостью, о которой они сами не могли иметь понятия до того, стали говорить о Христе как о Боге, Который стал человеком, стали говорить о Боге как о Любви, любви безмерной, неизмеримой, которая объемлет, охватывает всё и всех.

И то же вдохновение исполнило их такой смелости и такого мужества, благодаря которому они пошли не только на проповедь, но на страдания, на избиение, на терзание и муки, в застенки, и, в конечном итоге, на смерть.

Дух Божий излился на них; Дух сыновства: как Сын Божий, так и они стали сынами Божиими, и как Спаситель Христос пришел в мир спасти людей ценой Своей жизни, так и они жизнь свою и смерть свою подарили людям, чтобы они услышали, что Бог есть любовь, что в мире есть смысл, что мы Богу дороги, и что человеческое общество должно быть построено на новых началах — не на началах насилия, лжи, притеснения, а на основе любви, взаимного признания, на началах жертвы того, кто знает, и ради того, который еще не знает. Христос сказал двоим ученикам: Как Меня послал Отец, так и Я вас посылаю: на смерть, на жизнь, на победу.

Берёза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что после пребывания в храме они напитываются целебной силой…

Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все христианское вероучение. Всё наше богослужение — общественное и частное – начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, которые Церковь обращает к только что родившемуся младенцу, — «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

В таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». В таинстве Миропомазания полагается на него «печать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа».

Во имя Святой Троицы совершается таинство Брака. Наконец, молитва иерея при погребении усопшего: «Яко Ты еси Воскресение…» — заканчивается обращением ко Святой Троице.

Явление Трёх Странников патриарху Аврааму у дуба Мамрийского (близ Хеврона), изображаемых обычно в виде ангелов, понимается христианскими богословами как прикровенное явление в ветхозаветном мире Святой Троицы.

Этот знаменательный эпизод библейской истории, имевший место почти четыре тысячелетия тому назад, породил замечательный иконографический тип «Троицы ветхозаветной», вершиной которого стала икона «Троица» кисти преподобного Андрея Рублева…

И так, будем ныне просить о полноте Святого Духа, Который Церковь наполнил, Который в Церкви живёт, Которого мы получили в день, когда нас крестили и миропомазали, но Которого мы теряем — грехом, рассеянностью, жизнью не по Христу.

Будем молиться о том, чтобы сошёл на нас Вседержитель Святой Дух, и будем силиться принести те плоды Духа, которые описаны святым апостолом Павлом из недр его опыта: мир, радость, любовь, терпение и другие плоды, которые он упоминает, и венец которых, вершина которых — самозабвенная, жертвенная, радостная, все свое отдающая любовь.

Будем молиться, чтобы Господь нам дал Духа, а сами обязуемся ныне трудиться над тем, чтобы не напрасно снизошёл на нас Святой Дух. Аминь

Стяжайте Духа Святого Божия

Преподобный Серафим Саровский говорил: «Цель нашей жизни — стяжание Духа Святого Божия. Главное же средство к стяжанию Святого Духа — молитва. Всякая добродетель, Христа ради делаемая, даёт блага Духа Святого, но молитва — более всего».

Святой преподобный Серафим Саровский, чудотворец

Сам преподобный явил нам не только в поступках, но в самой плоти своей — присутствие Святого Духа.  В разговоре с Мотовиловым это так ясно выступает! Мотовилов его спрашивал о том, что бывает с человеком, когда Дух Святой сойдет на него, и Серафим ему сказал: «Взгляни на меня». И Мотовилов смог только закрыть глаза свои, и Серафим ему сказал: «Отчего?» — «Глаза мои ломит от света». И дальше Мотовилов говорил о том, что лик святого Серафима был будто человеческий лик на фоне сияющего солнца, на него смотреть нельзя было. И Серафим ему ответил: «Ты не мог бы меня таким видеть, если в это мгновение ты не был бы таким же, как я».

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, — продолжал святой Серафим, — сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божия. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело — суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Всё же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не даёт….

И так, совершилась экономия нашего спасения! Действия всех Лиц Пресвятой Троицы в сем деле отныне вступили в силу. Чему быть благоволил Бог-Отец, что исполнил в Себе Сын Божий, то присвоить верующим снисшел ныне Дух Святый. Ибо спасение наше «по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа» (1 Пет. 1, 2). Того ради и «крещаемся во имя Отца и Сына и Святого Духа» , обязуясь «соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20). Не исповедующие Пресвятой Троицы не могут иметь части в спасительных действиях Лиц Ее и, следовательно, получить спасение. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущной и нераздельной, предавшей нам исповедание о Себе! «Отче Вседержителю, Слове и Душе, треми соединяемое во Ипостасех естество пресущественно, и пребожественно, в Тебя крестились, и Тебя благословим во все веки».

Святитель Феофан Затворник

СВЯТОЙ ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Тропарь, глас 8

Пятидесятница. Сошествие Святаго Духа
Пятидесятница. Сошествие Святаго Духа

Благослове́н еси́, Христе́ Бо́же наш, / И́же прему́дры ловцы́ явле́й, / низпосла́в им Ду́ха Свята́го, / и те́ми уловле́й вселе́нную, / Человеколю́бче, сла́ва Тебе́.

Кондак, глас 8

Егда́ снизше́д язы́ки слия́, / разделя́ше язы́ки Вы́шний, / егда́ же о́гненныя язы́ки раздая́ше, / в соедине́ние вся призва́, / и согла́сно сла́вим Всесвята́го Ду́ха.

Величание

Велича́ем Тя, / Живода́вче Христе́, / и чтим Всесвята́го Ду́ха Твоего́, / Его́же от Отца́ посла́л еси́ / Боже́ственным ученико́м Твои́м.

Задостойник, глас 4

Апо́столи, соше́ствие Уте́шителя зря́ще, удиви́шася, / ка́ко в ви́де о́гненных язы́к яви́ся Дух Святы́й.

Ра́дуйся, Цари́це, / матероде́вственная сла́во, / вся́ка бо удобообраща́тельная / благоглаго́ливая уста́ вити́йствовати не мо́гут, / Тебе́ пе́ти досто́йно, / изумева́ет же ум всяк Твое́ Рождество́ разуме́ти. / Те́мже Тя согла́сно сла́вим.

Молитва на День Святой Троицы

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.