Святой благоверный князь Александр Невский

Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор († 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо († 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича († 1238; память 4 февраля).

Святой благоверный князь Александр Невский, в схиме Алексий. Икона 19 век

Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор († 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном. Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец.

Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10 мая) один из составителей Киево-Печерского Материка. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра.

Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского († 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра.

После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская († 1250; память 25 сентября). С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.

В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре, как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским († 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра – великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской. – «Без Божия повеления не было бы княжения его».

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы.

«Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т. е. князя) Бюргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, – я уже здесь и пленяю твою землю».

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, – ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

«И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем». Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ».

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка».

По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока.
В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи».

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии.

А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси продолжал крепить святой Александр Невский.
Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Святой благоверный князь Александр Невский

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей.
Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию – унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви.

Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем». Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть.

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат.

Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи».

В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими. В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Святой благоверный князь Александр Невский

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия.

В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока.

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингисхана до берегов Тихого океана.
Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог.

Не доезжая до Владимира, в Городке, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Щит Руси на Неве

1240 год… Разрушен стольный град, мать градов русских — Киев. Несметные полчища татар заливают Русскую землю, разрушая ее города, сжигая селения. Гибнут одно за другим воинства отдельных русских княжеств, осмелившихся вступить в борьбу с ними. Но вот новая беда — и с запада двинулись враги на Русь Православную.

Святой благоверный князь Александр Невский

Шлют на неё рать шведы, а за ними оттачивают свои мечи тевтонские и ливонские рыцари. У них общая цель — завладеть не только землей, но и душой русского народа, поработить тело русского человека иноземной власти, а душу — Римскому престолу.

Вот приблизился решительный час. Шведские войска уже высаживаются в новгородских пределах. Что делать? Покориться им или вступить в бой, рискуя погубить все немногочисленное новгородское войско?

Правит Новгородом тогда благочестивый князь Александр Ярославич. Понимает он, что покорностью спасет жизнь новгородцев и их имущество, но потеряна будет не только государственная, но и духовная свобода, что — где насилием, а где хитростью — уловят пришельцы в сети римские русскую душу и что потеряет Русь православную веру!

Знает князь Александр, что Православие — есть истина и является тем бесценным бисером, ради которого нужно всем жертвовать. Верит он, что Бог не оставит тех, кто подвизается за истину и правду, и решается вступить в битву.

15 июля (по ст.ст.) 1240 года, в день кончины крестителя Руси великого князя Владимира, нападает он на только что высадившееся шведское войско и с помощью Божией разбивает его наголову. С поспешностью покидают остатки иноземных войск Русскую землю, а князь Александр вскоре затем отражает и иных неприятелей с запада.
С востока тем временем движутся на Русь все новые татарские полчища.

Но не страшится их Александр: татары, облагая русское население данью, не вмешиваются во внутренний уклад его жизни. Видит князь Александр, что бороться с ними силой сейчас невозможно, но знает, что, если сохранится православная душа русского человека, настанет время, когда он сбросит с себя иго татарское.

Зрит он в татарах бич Божий, ниспосланный на Русь за грехи её, и решается смиренно переносить Божие испытание. Покорно едет он в Орду, исполняет все веления хана, уговаривает русских людей не противиться татарской власти, а копить в себе силы духовные и возлагать упование на Бога. Нелегко было унижаться перед ханом славному Невскому победителю, нелегко было убедить и русских людей следовать его примеру.

Но подвиги святого великого князя Александра,мужественное стояние его за православную веру и смирение при Божием испытании дали плоды свои, хотя и не вскоре. Сохранивший Православие русский народ окреп, находясь под татарской властью, которая постепенно слабела.

Святой благоверный князь Александр Невский

Настал день — выпрямилась Русь Православная и сбросила с себя татарское иго. И, неся свет Православия, двинулись сами русские люди в места, населенные татарами. Вот пал и сильнейший оплот бывшего татарского царства — Казань в день Покрова Пресвятой Богородицы. Немедленно вслед за присоединением Казани к России прибыли туда православные проповедники, и много татар приняло святое крещение.

Прошло почти 27 лет после покорения Казани, и благочестивая девушка Матрона как-то увидела во сне Пречистую Божию Матерь, повелевшую ей возвестить церковным и гражданским властям, чтобы откопали Ее икону в указанном Ею месте. Явление то повторилось трижды, и девушка исполнила Ее приказание.

Когда 8 июля 1579 года стали копать в указанном Богородицей месте, нашли зарытую там икону. Священник храма Св. Николая по имени Ермолай вынул из земли икону и перенес ее в свой храм. Вскоре икона та прославилась многими чудесами и стала по всей Руси известна как чудотворная икона Казанская.

Священник Ермолай, овдовев, вскоре затем принял монашество с именем Ермоген, впоследствии был митрополитом Казанским, а в Смутное время стал патриархом Всероссийским и столпом земли Русской.

Уже после кончины свт. Ермогена, умученного голодом врагами России за его стойкость, его грамоты, разосланные по Руси вместе с письмами архимандрита Троице-Сергиевой лавры преподобного Дионисия, сделали свое дело. Они всколыхнули Русь, и из Нижнего Новгорода двинулась рать на освобождение Руси от захвативших ее поляков. С собой она несла принесенную из Казани икону Божией Матери, обретенную некогда святителем Ермогеном.

С ней была освобождена Москва, и торжественным крестным ходом русская рать вошла в город, неся впереди чудотворную Казанскую икону, в 1612 году, 22 октября — и этот день стал празднуется с тех пор православными.

В память того события в Москве была построена церковь, в которую поставлен точный список иконы. А когда царь Петр вернул России берега Невы, утерянные ею в лихолетье, и построил там новую столицу, в ней была устроена и обитель имени св. Александра Невского.

Туда, на берега, прославленные мужеством святого князя Александра, были перенесены из Владимира его святые мощи, а в построенный величественный собор во имя Казанской иконы Божией Матери была поставлена чудотворная икона, обретенная в бывшей столице царства татарского, пред которым некогда смирился великий князь Александр, подготовивший своим смирением победу над ним, а затем и объединение и величие земли Русской.

Святитель Иоанн (Максимович)

Святой благоверный князь Александр Невский — покровитель русского воинства на все времена

Вся жизнь бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Яро­сла­ви­ча бы­ла по­свя­ще­на слу­же­нию сво­е­му оте­че­ству. Сво­ею бес­при­мер­ною храб­ро­стью и во­ин­ски­ми доб­ле­стя­ми он со­хра­нил свой се­ве­ро-за­пад­ный удел от по­сто­ян­ных при­тя­за­ний на него за­пад­ных ка­то­ли­че­ских на­ро­дов; си­лою ме­ча и муд­ро­стью охра­нил он пра­во­слав­ную цер­ковь и от на­па­де­ний ла­ти­нян, и от про­ис­ков рим­ских пап; осто­рож­но­стью и муд­рою пра­ви­тель­ствен­ною де­я­тель­но­стью об­лег­чил он та­тар­ское тя­же­лое иго, дал воз­мож­ность рус­ским лю­дям спо­кой­нее его пе­ре­но­сить, под­дер­жал в них ве­ру в мо­гу­ще­ство Ру­си, все­лил на­деж­ду на луч­шие вре­ме­на; са­мих по­ра­бо­ти­те­лей за­ста­вил с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к по­ко­рен­ной стране и ее кня­зю. Это ве­ли­кое слу­же­ние бла­го­вер­но­го кня­зя пре­крас­но опре­де­лил его совре­мен­ник-био­граф сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Он мно­го по­тру­дил­ся за зем­лю Рус­скую, и за Нов­го­род, и за Псков, и за все ве­ли­кое кня­же­ние жи­вот (жизнь) свой от­да­вая, и за пра­во­слав­ную ве­ру».

Но и по­сле сво­ей кон­чи­ны бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич не пре­кра­тил сво­е­го ве­ли­ко­го слу­же­ния Рус­ской зем­ле; все­гда он яв­лял­ся пред­ста­те­лем и ско­рым по­мощ­ни­ком в са­мые труд­ные ми­ну­ты в жиз­ни на­ше­го оте­че­ства.

Святой блг. князь Даниил Московский

Две­сти с лиш­ком лет по­сле кон­чи­ны бла­го­вер­но­го кня­зя сно­си­ла на­ша ро­ди­на тя­же­лое та­тар­ское иго. Мно­го она ис­пы­та­ла от та­тар бед и угроз, по­ка под муд­рым прав­ле­ни­ем по­том­ков бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, кня­зей мос­ков­ских (ро­до­на­чаль­ни­ком кня­зей мос­ков­ских был млад­ший сын св. Алек­сандра Нев­ско­го Да­ни­ил Алек­сан­дро­вич) окреп­ла, всту­пи­ла в борь­бу со сво­и­ми по­ра­бо­ти­те­ля­ми и не толь­ко сверг­ла их иго, но и под­чи­ни­ла сво­ей вла­сти ко­гда-то гроз­ные та­тар­ские цар­ства.

Через 120 лет по­сле кон­чи­ны бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра при Мос­ков­ском ве­ли­ком кня­зе Ди­мит­рии Ива­но­ви­че Дон­ском в пер­вый раз рус­ские одер­жа­ли по­бе­ду над та­та­ра­ми на бе­ре­гах ре­ки До­на. Очень до­ро­го рус­ским сто­и­ла эта по­бе­да, но она бы­ла и дра­го­цен­на для них, так как под­ня­ла на­род­ный дух и все­ли­ла уве­рен­ность, что вре­мя гос­под­ства та­тар про­хо­дит. И в эту важ­ную ис­то­ри­че­скую ми­ну­ту на по­мощь свя­той Ру­си явил­ся ее небес­ный по­кро­ви­тель, бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич. Вот что пе­ре­да­ёт­ся в древ­нем жи­тии бла­го­вер­но­го кня­зя о чу­дес­ной по­мо­щи, ока­зан­ной им сво­е­му срод­ни­ку, ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Ива­но­ви­чу.

В оби­те­ли Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Вла­ди­ми­ре, где по­чи­ва­ли мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя, один бо­го­бо­яз­нен­ный инок, про­во­див­ший бла­го­че­сти­вую по­движ­ни­че­скую жизнь, но­чью в при­тво­ре цер­ков­ном со сле­за­ми мо­лил­ся Гос­по­ду об из­бав­ле­нии Ру­си от пол­чищ пред­во­ди­те­ля та­тар Ма­мая. Он при­зы­вал в сво­ей мо­лит­ве на по­мощь ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра.

И во вре­мя сво­ей мо­лит­вы он уви­дел, что пе­ред гро­бом бла­го­вер­но­го кня­зя са­ми со­бою за­го­ре­лись све­чи, за­тем из ал­та­ря вы­шли два бла­го­леп­ных стар­ца и, при­бли­зив­шись к гроб­ни­це свя­то­го, ска­за­ли: «Встань, по­спе­ши на по­мощь срод­ни­ку сво­е­му, бла­го­вер­но­му кня­зю Ди­мит­рию Иоан­но­ви­чу». И свя­той князь Алек­сандр тот­час встал и сде­лал­ся неви­дим. По­ра­жен­ный этим чу­дом, инок без­молв­ство­вал, и толь­ко по­сле то­го, как бы­ло узна­но, что как раз в это вре­мя про­изо­шла слав­ная Дон­ская по­бе­да, он со­об­щил о сво­ем ви­де­нии вла­ди­мир­ско­му свя­ти­те­лю.

По рас­по­ря­же­нию вла­ды­ки то­гда же бы­ли осви­де­тель­ство­ва­ны мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя, ко­то­рые и бы­ли най­де­ны нетлен­ны­ми. Мас­са недуж­ных об­ра­ща­лась с мо­лит­вою к но­во­яв­лен­но­му угод­ни­ку Бо­жию, и при ра­ке его свя­тых мо­щей про­ис­хо­ди­ло мно­же­ство ис­це­ле­ний.

Зна­ме­ни­тая Дон­ская по­бе­да, эта од­на из са­мых ра­дост­ных ми­нут в жиз­ни на­ших пред­ков в тя­же­лую эпо­ху та­тар­ско­го ига, не осво­бо­ди­ла еще Ру­си от чу­же­зем­ной вла­сти. Ор­да бы­ла ослаб­ле­на, но и Русь бы­ла еще не на­столь­ко силь­на, чтобы от­сто­ять свою неза­ви­си­мость. Та­тар­ское вла­ды­че­ство про­дол­жа­лось, толь­ко оно уже утра­ти­ло свой преж­ний ха­рак­тер. И са­ми та­та­ры уви­де­ли, что мос­ков­ские кня­зья со­зда­ли из раз­роз­нен­ных преж­де рус­ских кня­жеств силь­ное еди­ное го­су­дар­ство, ко­то­рое не пре­минет вос­поль­зо­вать­ся сво­ею си­лою, а так­же и те­ми раз­до­ра­ми и раз­де­ле­ни­я­ми, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли то­гда сре­ди та­тар и осла­би­ли их преж­нее мо­гу­ще­ство.

Про­шло сто лет по­сле Дон­ской по­бе­ды, и пра­внук Ди­мит­рия Ива­но­ви­ча Дон­ско­го, ве­ли­кий князь Иоанн III, без бит­вы су­мел уни­что­жить та­тар­ское иго, осво­бо­дить Русь от двух­ве­ко­вой вла­сти ази­а­тов.

Москвитин Ф.А. Св.князь Александр Невский и хан Сартак в Орде

Те­перь окон­ча­тель­но уже из­ме­ни­лись преж­ние от­но­ше­ния меж­ду рус­ски­ми и та­та­ра­ми. Русь, в кня­же­ние бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го по­слуш­ная дан­ни­ца та­тар­ско­го ха­на, те­перь на­чи­на­ет свое на­сту­па­тель­ное дви­же­ние про­тив та­тар и по­сте­пен­но под­чи­ня­ет их сво­ей вла­сти.

Ко­гда-то гроз­ные та­тар­ские цар­ства од­но за дру­гим вхо­дят в со­став на­ше­го го­су­дар­ства, и лишь в на­род­ной па­мя­ти со­хра­ня­ют­ся об­рыв­ки вос­по­ми­на­ний о гос­под­стве по­ко­рен­ных ино­род­цев над Русью. В этой про­дол­жи­тель­ной и упор­ной борь­бе с та­та­ра­ми на­ше оте­че­ство по-преж­не­му не бы­ло остав­ле­но по­мо­щью и по­кро­вом его небес­но­го за­щит­ни­ка, бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го.

В 1552 г., от­прав­ля­ясь в по­ход на за­во­е­ва­ние Ка­зан­ско­го цар­ства, царь Иоанн Ва­си­лье­вич мо­лил­ся во Вла­ди­ми­ре пе­ред ра­кою мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, при­зы­вая его на по­мощь. Как бы в за­лог сво­ей по­мо­щи бла­го­вер­ный князь про­явил сле­ду­ю­щее чу­до.

Вме­сте с ца­рем мо­ли­лись и его бо­яре, а в том чис­ле и бу­ду­щий опи­са­тель чу­дес бла­го­вер­но­го кня­зя. Ко­гда он вме­сте с дру­ги­ми при­кла­ды­вал­ся к мо­щам свя­то­го, то вло­жил в сква­жи­ну (от­вер­стие) ра­ки три пер­ста сво­ей боль­ной ру­ки. Ему по­ка­за­лось, что он омо­чил их в ка­кую-то бла­го­вон­ную ма­сти­ку, и ко­гда он вы­нул ру­ку, то от преж­ней бо­лез­ни не оста­лись и сле­да. Все при­сут­ство­вав­шие при этом чу­дес­ном ис­це­ле­нии бла­го­го­вей­но про­сла­ви­ли бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, спо­до­бив­ше­го­ся от Гос­по­да да­ра ис­це­ле­ний, и с на­деж­дою на его по­мощь на­пра­ви­лись в даль­ней­ший путь.

Бла­го­по­луч­но окон­чил­ся Ка­зан­ский по­ход. Та­тар­ское цар­ство, рас­по­ло­жен­ное вбли­зи Моск­вы и це­лое сто­ле­тие бес­по­ко­ив­шее сво­и­ми на­бе­га­ми по­гра­нич­ные рус­ские об­ла­сти, по­ко­ри­лось мос­ков­ско­му ца­рю. На ме­сте и ря­дом с та­тар­ски­ми ме­че­тя­ми по­яви­лись свя­тые церк­ви, на­ча­лась про­по­ведь Свя­то­го Еван­ге­лия в этом ма­го­ме­тан­ском крае, и пред­ки на­ши спо­кой­но мог­ли уже смот­реть впе­рёд.

Вслед за Ка­за­нью бы­ло при­со­еди­не­но и дру­гое та­тар­ское цар­ство – Аст­ра­хань, и ца­ри­ца рус­ских рек – Вол­га с её бо­гат­ства­ми на всем ее про­тя­же­нии сде­ла­лась те­перь рус­скою ре­кою. Успеш­но на­ча­ли рас­про­стра­нять рус­ские свою власть на да­ле­ком во­сто­ке, в Си­би­ри, по­сте­пен­но по­дви­га­ясь к бе­ре­гам Ве­ли­ко­го оке­а­на.

Но на юге, в Кры­му, остал­ся еще силь­ный враг – крым­ские та­та­ры, с ко­то­ры­ми дол­го при­шлось ве­сти борь­бу Рус­ско­му го­су­дар­ству. Со­юз­ник мос­ков­ско­го го­су­да­ря до при­со­еди­не­ния к Москве Ка­за­ни и Аст­ра­ха­ни, крым­ский хан те­перь, ви­дя уси­ле­ние Ру­си, на­чал с нею борь­бу, тем бо­лее для нас опас­ную, что его под­дер­жи­вал вер­хов­ный за­щит­ник ис­ла­ма – сул­тан ту­рец­кий. И во вре­мя этой борь­бы не пе­ре­ста­вал из­ли­вать свою по­мощь небес­ный по­кро­ви­тель Ру­си бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич.

Святые страстотерпцы Борис и Глеб

В 1571 г., во вре­мя на­па­де­ния на Моск­ву крым­ско­го ха­на Девлет-Ги­рея, во Вла­ди­ми­ре ста­рец Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря Ан­то­ний, мо­лит­вен­ник и пост­ник, во вре­мя сво­ей мо­лит­вы пред ико­ною Бо­го­ма­те­ри об от­вра­ще­нии от ро­ди­ны страш­но­го хан­ско­го на­ше­ствия удо­сто­ил­ся сле­ду­ю­ще­го чу­дес­но­го ви­де­ния.

В то вре­мя, как он скор­бел о по­стиг­ших ро­ди­ну бед­стви­ях, он вдруг уви­дел двух юно­шей в свет­лых одеж­дах, с быст­ро­тою мол­нии на бе­лых ко­нях при­бли­жав­ших­ся к оби­те­ли. Сой­дя с ко­ней, они оста­ви­ли их у мо­на­стыр­ских врат, а са­ми во­шли в цер­ковь (это бы­ли бла­го­вер­ные кня­зья Бо­рис и Глеб). Ста­рец Ан­то­ний по­сле­до­вал за ни­ми. Как толь­ко бла­го­вер­ные кня­зья во­шли в храм, от­кры­лись цар­ские две­ри и за­жглись све­чи.

По­дой­дя к ра­ке бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, свя­тые Бо­рис и Глеб об­ра­ти­лись к нему со сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Встань, брат наш, ве­ли­кий князь Алек­сандр, по­спе­шим на по­мощь срод­ни­ку на­ше­му, бла­го­вер­но­му ца­рю Иоан­ну Ва­си­лье­ви­чу».

Бла­го­вер­ный Алек­сандр тот­час встал и вме­сте с ни­ми вы­шел из хра­ма к мо­на­стыр­ским во­ро­там. Здесь сто­я­ли при­го­тов­лен­ные к бра­ни три бе­лых ко­ня, на ко­то­рых и се­ли бла­го­вер­ные кня­зья. От­прав­ля­ясь в путь, они ска­за­ли: «Пой­дем в со­бор­ный храм Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы и по­зо­вем с со­бою срод­ни­ков на­ших, бла­го­вер­ных кня­зей Ан­дрея, Все­во­ло­да, Ге­ор­гия и Яро­сла­ва«.

Ста­рец по­сле­до­вал за ни­ми. И здесь, как и в мо­на­стыр­ском хра­ме, при вхо­де свя­тых кня­зей от­кры­лись цар­ские вра­та, бла­го­вер­ные кня­зья вста­ли из сво­их гроб­ниц и через сте­ну град­скую чу­дес­но по воз­ду­ху на­пра­ви­лись к Ро­сто­ву с сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Пой­дем в Ро­стов к ца­ре­ви­чу Пет­ру, пусть и он по­мо­жет нам». С по­мо­щью этих небес­ных во­и­нов и бы­ла одер­жа­на по­бе­да над Крым­ским ха­ном.

Так хра­нил свое оте­че­ство от та­тар бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Яро­сла­вич, вся зем­ная жизнь ко­то­ро­го бы­ла по­свя­ще­на той же за­бо­те – охра­не­нию свя­той Ру­си от гроз­но­го за­во­е­ва­те­ля.

Прославление, почитание и мощи благоверного князя Александра Невского

Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 г. в Городце на Волге, на пути из орды.

Мощи св. Александра Невского

Почитание его началось с самой минуты его погребения (23 ноября во Владимирском Рождественском соборе), которое ознаменовалось чудесным знамением, свидетелем которого был отпевавший его митрополит Кирилл.

Местное его почитание как святого было установлено в 1380 г., когда, вследствие видения, были обретены его мощи, от которых начали совершаться чудеса. В 1723-1724 гг. мощи Блгв. вел. князя были перенесены из Владимирского Рождественского собора в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь.

Нетлен­ные мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя бы­ли от­кры­ты, по ви­де­нию, пе­ред Ку­ли­ков­ской бит­вой – в 1380 го­ду, и то­гда же уста­нов­ле­но мест­ное празд­но­ва­ние. Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние св. Алек­сандра Нев­ско­го со­вер­ши­лось при мит­ро­по­ли­те Ма­ка­рии на Мос­ков­ском со­бо­ре 1547 г. К мо­лит­вам свя­то­го кня­зя, про­сла­вив­ше­го­ся обо­ро­ной Оте­че­ства, рус­ские пол­ко­вод­цы при­бе­га­ли и во все по­сле­ду­ю­щие вре­ме­на.

30 ав­гу­ста 1721 г. Петр I, по­сле про­дол­жи­тель­ной и из­ну­ри­тель­ной вой­ны со шве­да­ми, за­клю­чил Ништад­ский мир. Этот день ре­ше­но бы­ло освя­тить пе­ре­не­се­ни­ем мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го из Вла­ди­ми­ра в но­вую, се­вер­ную сто­ли­цу, Пе­тер­бург, рас­по­ло­жив­шу­ю­ся на бе­ре­гах Невы.

Вы­ве­зен­ные из Вла­ди­ми­ра 11 ав­гу­ста 1723 го­да, свя­тые мо­щи бы­ли при­ве­зе­ны в Шлис­сель­бург 20 сен­тяб­ря то­го же го­да и оста­ва­лись там до 1724 го­да, ко­гда 30 ав­гу­ста бы­ли уста­нов­ле­ны в Тро­иц­ком со­бо­ре Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры, где по­чи­ва­ют и ныне.

30 авг. 1724 г. в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря (Благовещенской — Александре-Невской), в которой и была первоначально установлена гробница с мощами Св. Блгв. князя. Ука­зом от 2 сен­тяб­ря 1724 го­да бы­ло уста­нов­ле­но празд­не­ство на 30 ав­гу­ста (в 1727 го­ду празд­не­ство бы­ло от­ме­не­но по при­чине не цер­ков­но­го ха­рак­те­ра, а вслед­ствие борь­бы груп­пи­ро­вок при цар­ском дво­ре. В 1730 го­ду празд­не­ство сно­ва бы­ло вос­ста­нов­ле­но).

Ар­хи­манд­рит Гав­ри­ил Бу­жин­ский (впо­след­ствии епи­скоп Ря­зан­ский, † 27 ап­ре­ля 1731 го­да) со­ста­вил спе­ци­аль­ную служ­бу на вос­по­ми­на­ние Ништад­ско­го ми­ра, со­еди­нив ее со служ­бой свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Мощи св. Александра Невского

Имя за­щит­ни­ка ру­бе­жей Рос­сии и по­кро­ви­те­ля во­и­нов из­вест­но да­ле­ко за пре­де­ла­ми на­шей Ро­ди­ны. Сви­де­тель­ство то­му – мно­го­чис­лен­ные хра­мы, по­свя­щен­ные свя­то­му Алек­сан­дру Нев­ско­му.

Наи­бо­лее из­вест­ные из них: Пат­ри­ар­ший со­бор в Со­фии, ка­фед­раль­ный со­бор в Тал­лине, храм в Тби­ли­си. Эти хра­мы – за­лог друж­бы рус­ско­го на­ро­да-осво­бо­ди­те­ля с брат­ски­ми на­ро­да­ми.

Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 г. императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже.

Небес­ный за­ступ­ник Рус­ско­го го­су­дар­ства, от­ли­чав­ший­ся при жиз­ни сво­ей ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем, по­мо­гав­ший каж­до­му обез­до­лен­но­му и страж­ду­ще­му, бла­го­вер­ный князь Алек­сандр и по­сле сво­ей кон­чи­ны не пре­ста­вал из­ли­вать свои ми­ло­сти всем нуж­дав­шим­ся и мо­лит­вен­но об­ра­щав­шим­ся к нему за по­мо­щью.
При ра­ке свя­тых его мо­щей бо­ля­щие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние, скор­бя­щие и озлоб­лен­ные – бла­го­дат­ное уте­ше­ние и по­мощь. Не все эти чу­до­тво­ре­ния бы­ли за­пи­са­ны, но и та незна­чи­тель­ная их часть, ко­то­рая бы­ла опи­са­на древни­ми био­гра­фа­ми свя­то­го кня­зя, яс­но по­ка­зы­ва­ет, ка­кой обиль­ный ис­точ­ник ис­це­ле­ний и чу­дес ис­те­кал от свя­тых мо­щей бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра, ка­кой дра­го­цен­ный со­суд ми­ло­сти Бо­жи­ей при­об­ре­ла свя­тая Русь в сво­ем небес­ном по­кро­ви­те­ле и во­жде.

Неод­но­крат­но еще до уста­нов­ле­ния празд­но­ва­ния свя­то­му Алек­сан­дру ино­ки Рож­де­ствен­ской оби­те­ли спо­доб­ля­лись ви­деть небес­ные зна­ме­ния, пре­ду­ка­зы­вав­шие свя­тость, бо­го­угод­ность бла­го­вер­но­го кня­зя; не один раз и они, и оби­тель, и го­род Вла­ди­мир по­лу­ча­ли небес­ную по­мощь от свя­то­го кня­зя. Сегодня, когда монастырь возрожден к жизни, каждое утро перед ракой с мощами покровителя обители её насельниками совершается братский молебен.

АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Тропарь, глас 4

Яко благочестиваго корене / пречестная отрасль был еси, блаженне Александре, / яви бо тя Христос, яко некое божественное сокровище Российстей земли, / новаго чудотворца, преславна и богоприятна. / И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, / во псалмех и пениих радующеся, славим Господа, / давшаго тебе благодать исцелений, / Егоже моли спасти град сей, / и державе Российстей богоугодней быти, / и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 8

Яко звезду тя пресветлу, почитаем, / от востока возсиявшую и на запад пришедшую: / всю бо страну сию чудесы и добротою обогащаеши / и просвещаеши верою чтущия память твою, Александре блаженне. / Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущии: / моли спасти Отечество твое / и вся притекающия к раце мощей твоих и верно вопиющия ти: / радуйся, граду нашему утверждение.

Величание

Величаем тя, / благоверный княже Александре, / и чтим святое успение твое, / и ныне молиши за нас / Христа Бога нашего.

Молитва святому благоверному князю Александру Невскому

Великий князь Александр Ярославич Невский

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господом предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостиво на мя недостойнаго, многими беззаконии непотребна себе сотворшаго раба твоего (имя), к раце мощей твоих (ко святей иконе твоей) ныне притекающа и из глубины сердца к тебе взывающа. Ты в житии твоем ревнитель и защитник православныя веры был еси: и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси: и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостата, от пределов Российских того отгнал еси: и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный на небесех царствуеши: исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианех, да сохранит их Господь Бог Своею багодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Смотрите также:

История о том, как Святой благоверный князь Александр российского либерала обидел »