Святой Иоанн Воин

Сей святой Иоанн служил в войске1 в царствование императора Юлиана Отступника2 и вместе с другими воинами послан был убивать христиан. Тем, кто видел его при исполнении этого дела, он казался гонителем христиан, но тайно он оказывал им немалую помощь. Так, одних прежде, чем они были схвачены, он извещал, чтобы они могли убежать, а других уже после того, как они были схвачены, освобождал. Он оказывал милосердие не только гонимым христианам, но и тем, которые просили у него помощи, давая им всё то, в чем они нуждались.

Упражняясь в молитвах и посте, святой Иоанн посещением больных и утешением скорбящих украшал жизнь свою и совершенствовал себя в добродетели. Когда Юлиан Отступник узнал о действиях святого, то заключил его в темницу.

Святой Иоанн Воин
Святой Иоанн Воин

В 363 году гонитель был убит на войне с персами. Святой Иоанн вышел на свободу и посвятил свою жизнь служению ближним, жил в святости и чистоте. Скончался он в глубокой старости и был погребен на том месте, где погребали странников.

Год кончины его точно не известен, место погребения святого Иоанна Воина постепенно было забыто. Он явился одной благочестивой женщине и указал место своего упокоения. Оно стало известно в этом округе.

Обретенные его мощи были положены в церкви апостола Иоанна Богослова в Константинополе. Господь даровал святым мощам Иоанна Воина благодатную силу исцеления. По молитвам святого Иоанна получают утешение обиженные и скорбящие.

Особенно же он известен тем, что удерживает от бегства рабов, обличает воровство и открывает похищенное. Такими делами чудотворения обогатил Бог святого Иоанна за его добродетельную жизнь. В Русской Церкви Иоанн Воин свято чтится как великий помощник в скорбях и обстояниях.

***

1 В прологе Амвросианской библиотеки и у Никодима говорится, что святой Иоанн был воином в полку, составленном из солдат скифского племени таифалов. Преосвященный Сергий в «полном месяцеслове Востока» (т. II, стр. 220) высказывает предположение о его славянском происхождении.
2 Юлиан, родной племянник императора Константина Великого, царствовал с 361 до 363 года.

Отступником он называется потому, что, будучи с детства христианином, по вступлении на престол отрекся от христианской веры и стал ревностным язычником. Желая ослабить христианство и восстановить в римской империи падавшее язычество, он употреблял против христиан сперва хитрые меры, а потом перешел и к мерам насилия, но общего гонения на христиан он не воздвигал, – были только частные случаи преследования их.

ИОАННУ ВОИНУ
Тропарь, глас 4

Всеблагаго Бога и Царя / благоверный раб и воин явился еси, Иоанне чудодетелю, / пострадав бо ради веры мужески, / блаженно же скончав течение, / зриши Всетворца Господа в Небесех светлейше. / От Негоже прием дарование чудес, / страждущим человеком во всяких напастех помогаеши, / укрепляеши воины в ратех, / от врагов пленения, ран же и внезапных смертей и от бед лютых изымаеши. / Темже моли Владыку Христа, приснопамятне, / да во всяком обстоянии сотворит нам милость / и не введет нас во искушения, / но спасет души наша, яко Человеколюбец.

Иной тропарь, глас 8

Блаженство евангельское возлюбив, Богомудре Иоанне, / чистоту сердца девством почтил еси. / Темже суету мира сего пренебрег, / устремился еси зрети Бога, / Иже тя прослави чудесы во врачевании различне страждущих. / Сего ради молим тя: / проси нам у Христа Господа всяких скорбей избавления / и получения Царства Небеснаго.

Кондак, глас 6

Благочестиваго воина Христова, / победившаго враги душевныя и телесныя богомудренно, / Иоанна мученика достодолжно песньми восхвалим, / чудодействуя бо, подает обильная исцеления страждущим людем / и молится Господу Богу / от всяких бед спасти правоверныя.

Иной кондак, глас 3

Великая скорбным людем радость в бедах обретаешися, чудотворче Иоанне, / всякия бо страсти молящим тя врачуеши, / исполняя их прошения. / Темже и ныне моли Господа, / да спасет ны в милости Своей.