Тема Страшного Суда на большинство людей производит удручающее впечатление, даже на тех, которые и Богу молятся и размышляют о спасении души своей. Им всё кажется, что приветственные слова праведникам мало имеют отношения к их душе, более подлежащей прещению, изреченному на грешных. Не так было у древних христиан, которые со светлою радостью ожидали Второго Пришествия и отвечали на слова Господни: «ей гряду скоро» — «ей гряди, Господи Иисусе» (Апок. 22:20).

Что же разве древние христиане не считали себя грешниками? Да, конечно, считали, но их уверенность в Божественном милосердии и в окончательной победе Христа над миром была так сильна, что они как бы глаз не отрывали от созерцания будущей победы Его и потому представляли это самое будущее, как нечто светлое и радостное, когда Христос Спаситель отрёт всякую слезу от лица человеческого.

Cтрашный суд Христов над племенами и народами
Cтрашный суд Христов над племенами и народами

Подобное не чуждо было Ветхому Завету. Вот слова ветхозаветного праведника Товита — «на всех улицах Иерусалима будет раздаваться аллилуиа, и будут славословить, говоря: благословен Бог, который превознес Иерусалим на все веки!» (Тов. 13:18).

Итак, если ещё в Ветхом Завете, когда люди не получили ещё полного откровения Божьего, когда таинственная завеса будущего только немного была приоткрыта для праведников, а перед большинством людей безраздельно господствовал грех, горе и неправда, и тогда ожидание конечной судьбы мира и человека внушало древним праведникам надежды благие и чувства радостные, то почему же теперь, когда перед нами раскрыто св.

Евангелие, предъявляет нам всё-таки более печальные, а не радостные картины раскрытия будущих судеб мира и человечества.

Конечно, христианское смирение должно указывать нам на наше постоянное отступление от Заповедей Божиих и пробуждать у нас укоры совести. Однако, почему же участь осужденных грешников как бы несколько затмевает пред нами картину Божественного Милосердия, и светлый рай, обещанный праведникам, представляется нам уже не нашим достоянием, а чем-то чужим?

Конечно, это по той причине, что мы в сердце своем чувствуем себя ближе к этой левой стороне предстоящего на суде рода человеческого, нежели к правой. Мы не сомневаемся в истинности Божественных слов, которые будут обращены к праведникам, но как-то эта светлая надежда о помиловании Христом наших душ менее отчетливо запечатлевается в нашей душе, чем прещение Вечного Судии, направленное к осужденным грешникам.

Вот почему люди, даже верующие, стараются избегать беседы о Суде Божием и даже исходе нашей смертной жизни.

Увы! не смиренномудрие тому причиной, а некая безотрадная оторванность нашего сердца и всей нашей жизни от Милосердного Христа и Его Промысла.

Мы представляем себе Христа в давно прошедшем времени и мало принимаем к сердцу Его постоянную борьбу с нашим невидимым врагом, ту борьбу, к которой нас постоянно призывает Писание, укоряя нас за ленивое участие в этой борьбе, тогда как Апостолы всех призывали подвизаться против греха — «вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» (Евр. 12:4).

И вот, если мы, хотя бы постепенно, стремились к постоянному подвизанию против греха, как к главной задаче нашей жизни, то наше воспоминание о картинах Страшного Суда Христова не вводило бы нас в уныние, а, напротив, вливало бы в душу доброе настроение, которое испытывает душа молодого воина, готовящегося к битве, или ожидающего решения полководца о заслугах его полка.

Картина страшного суда
Картина страшного суда

Вместе с этим и прельщения мира не казались бы нам столь заманчивыми и прекрасными, но напротив подобные мысли возбуждали бы в нас отвращение, и мы с сугубым усердием взывали бы к Богу: «Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти» (Пс. 50:2) и далее: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей».

Это молитвенное прошение люди пропускают мимо ушей, глаз, и мимо своей совести, которая постепенно ожесточается и, наконец, доходит да полной неспособности покаяться и умилиться и тем лишает себя надежды на спасение. В этом смысле и говорится, что в аде нет покаяния. И это не потому, что Праведный Судия не хочет слышать покаянного вопля грешников, а потому, что ожесточившаяся до конца душа грешника совершенно лишилась покаянного чувства.

Да избавит нас Господь от такого состояния!

Конечно, последнее овладевает душою не сразу, а постепенно, заматывая её все более в нравственные петли и узлы, пока не наденет на неё так называемой мертвой петли, которую развязать уже невозможно потому, что подвергшаяся её узам душа сама не желает освобождения, а её страдания от содеянных грехов только умножают в ней досаду, злобу и ропот…

Итак, пока не поздно, пока хотя временами душа чувствует приливы раскаяния, то да сохранит нас Бог от злобного упорства и ложного стыда, ради которого безумные люди отвергают призывающий Голос покаяния, ибо он будет раздаваться всё реже и слабее в нашем сердце, пока, не дай Боже, совершенно не умолкнет. Да избавит нас Господь от столикого жестокосердия! — так воспевает Церковь во время службы Страстей Господних, ужасаясь подобного явления у врагов Христовых во время Его Пречистой Страсти.

Какой радостной будет первая часть этого Страшного Суда, когда Спаситель мира с любовью обратится к тем, кто будет стоять одесную Его и скажет:«придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам отсложения мира» (Мф.25:34). Ещё, когда нас не было, когда только мир создавался, уже Отец Небесный позаботился о нас и тогда ещё уготовал нам Царство, –«Придите, наследуйте его!» И дальше говорит: «Ибо Я взалкал и дасти Ми ясти, возжаждался (жаждал), вы напоили Меня, наг был – вы одели Меня, болен был, в темнице – вы посетили Меня» (Мф. 25:35, 36).

И хотя, угодники Божии знают Евангелие, знают, что это было сказано, но так потрясающа будет картина этого неприступного и страшного Величия, в котором будет восседать Царь на Престоле, то они, растерявшись, скажут: «Господи, когда мы Тебя видели алчущего, жаждущего, больного, нищего, в темнице? Когда мы Тебя видели? Мы старались помогать ближним своим по заповеди Твоей, но Тебя мы не видели» (Мф.25:37, 38). И скажет тогда им Царь: «Аминь глаголю вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших – Мне сотвористе» (Мф.25:40) – то, что вы сделали одному из братий Моих меньших, то сделали Мне.

Две недели назад началась эта молитвенная подготовка к посту. Церковь предложила нам Евангелие о Мытаре и Фарисее, указывая нам, как нужно молиться и как не нужно молиться Богу. Ибо пост — это время молитвы по преимуществу. Затем была неделя о Блудном Сыне, когда Церковь, успокаивая и ободряя человека, которого подавляет сознание своей греховности, указывает на эту притчу, в которой мы видим, насколько милостив Господь, когда заблудившийся Его сын приходит к Нему с покаянием. Как и сказано в молитвах церковных, Он принимает его с любовью, не понося, без всяких упреков за то, что тот натворил, а только с любовью и прощением.

Но есть души твердокаменные, которые не размягчаются, не смягчаются этими трогательными примерами и для них Церковь предлагает эту беседу Спасителя о Страшном Суде, чтобы заставить содрогнуться и затрепетать и затверделое, связанное грехами сердце грехолюбивого человека.

Святитель Филарет, митрополит Московский, в одной из своих вдохновенных проповедей, говорил: «Помни, человек, Господь для того тебе не открывает заранее картину Своего последнего Суда, чтоб пока ещё не поздно, ты перебежал бы с левой стороны на правую». Если совесть твоя чутка, если она тебя во грехах обличает, то несомненно, ты не можешь не страшиться этого суда, потому что грозит тебе участь с левой стороны.

Но вот, Господь для того и открывает, что нам будет, чтобы ты опомнился и пока не поздно, пока не пресеклась твоя земная жизнь, пока ты сам в этом отношении ее господин, ибо от твоей свободы целиком зависит, как ты определишь себя в отношении вечности, — употреби же этот путь свободы на то, чтобы Богу послужить и, перейти с левой стороны на правую. Не поздно ещё! Ибо Церковь, указывая, нам говорит: Не поздно ещё! Поздно уже для тех наших братий, которые окончили земную жизнь, а для нас ещё время покаяния и исправления продолжается. «Это время — делания», — как говорил святитель Григорий Богослов. И да не пройдёт оно бесплодным у нас, но да поможет нам Господь принести добрый плод для Царствия Небесного. Аминь.

Митрополит Антоний (Храповицкий)
«Мысли, высказанные в проповедях»,
Святитель Филарет (Вознесенский)
проповедь в неделю о Страшном Суде

Смотрите также: