Воскрешение Лазаря

622 просмотров

Исполняя закон ветхозаветного общественного богослужения (Исх XXIII, 17) и творя волю пославшего Его Отца, Иисус Христос во дни своей земной жизни ходил на праздник ветхозаветной Пасхи в Иерусалим. Четыре Пасхи охватывают время евангельской спасительной проповеди, которую начал Он после крещения Своего и продолжал до своего вознесения.

Так Иисус Христос шел в Иерусалим и на праздник последней Своей Пасхи, несмотря на то, что Божественная слава учения и чудес Его, распространившаяся уже повсюду в земле обетованной, сильно вооружила против Него завистливых старейшин иудейских, которые давно замышляли и старались предать Его смерти.

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря

Последнее путешествие Иисуса Христа на Пасху еще более явило и увеличило Его Божественную славу, а равно усилило зависть и ненависть к Нему книжников. Первое событие при этом путешествии, особенно прославившее Господа и умножившее против Него злобу Синедриона иудейского, было воскрешение Лазаря, совершенное Господом при стечении многочисленного народа и обратившее многих к вере в Иисуса Христа (Ин XI, 45).

Лазарь был еврей и фарисей, сын Симеона фарисея (Мф XXVI, 6), родом из Вифании. Господь часто в дни своей земной жизни заходил в дом Лазаря, которого с сестрами его Он любил и называл другом Своим (Ин XI, 3. 5. 11). Господь допустил его умереть, да прославится Сын Божий и да веруют Его ученики (Ин XI, 4. 15).

Услышав о воскрешении Лазаря, иудейские первосвященники и старейшины говорили об Иисусе Христе: «Что сотворил!; яко человек сей много знамения творит. Аще оставим его тако, вси уверуют в него: и приидут римляне и возмут место и язык наш» (Ин XI, 47-48).

Архиерей Каиафа дал Синедриону совет, послуживший пророчеством о спасительной силе Крестной смерти Иисуса Христа: вы не весте ничесоже: ни помышляете, как уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет (Ин XI, 49-50). С того дня положили непременно убить Иисуса Христа, обнародовав повеление взять Его, где только увидят (Ин XI, 53). Воскресение Лазаря так озлобило книжников и первосвященников, что они решили убить не только Воскресителя, но и воскрешенного (Ин XII, 10).

Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии он поставлен был от апостолов епископом. Богоматерь даровала ему омофор, сделанный ее руками. Жил Лазарь по воскресении 30 лет и хранил строгое воздержание. Вторично преставился он на Кипре. В IX веке византийский император Лев Философ перенес мощи праведного Лазаря с Кипра в Константинополь.

Православная Церковь, по окончании Четыредесятницы, вступая в неделю страданий и смерти Господа, начинает свои священные воспоминания Лазарева воскресения, послужившего началом решительного восстания иудейского совета для погибели Спасителя и даже Лазаря.

Воскрешение Лазаря Церковь воспоминает с древних времен христианских. Отцы Церкви IV века св. Амфилохий, епископ иконийский, св. Иоан Златоуст, бл. Августин и другие оставили нам свои поучения, произнесенные ими в Лазареву субботу. «Сегодня, говорит св. Златоуст, Лазарь, воскрешенный из мертвых, уничтожил для нас многие и различные соблазны».

В V веке св. Андрей Критский написал также беседу на четверодневного Лазаря и канон, ныне исполняемый Церковью. В VIII веке Косьма Маиумский и Иоанн Дамаскин написали также каноны на день Лазарева воскресения, сейчас исполняемые Церковью. В конце IX века император византийский Лев Философ перенес мощи св. праведного Лазаря с Кипра в Константинополь, составил на день воскресения его некоторые из священных песнопений, ныне употребляемых св. Церковью.

Воскрешение Лазаря. Синай, монастырь св. Екатерины, XII в.
Воскрешение Лазаря. Синай, монастырь Св. Екатерины, XII в.

По гласу Церкви воскресением Лазаря Иисус Христос хотел между прочим показать в Себе Бога и человека, уверить учеников Своих в будущем Своем воскресении, всех — в общем воскрешении мертвых, грешникам явить образ духовного воскресения. Действительно, в лице своем Господь Иисус Христос явил при гробе Лазаря очевиднейшим образом Божество и Человечество. Как Бог всеведущий Он возвестил ученикам Своим о смерти Лазаря, не быв уведомлен об этом. Господь приходит в Вифанию.

Марфа и Мария — сестры умершего Лазаря и другие всенародно исповедуют Иисуса Христа всемогущим и Сыном Божиям. Господи, говорит Марфа, аще бы ты зде был, не бы брат мой умерл. Но и ныне вем, как елика аще просиши от Бога, даст тебе Бог. Ей, Господи: аз веровах, яко ты еси Христос, Сын Божий, иже в мир грядый. То же произносит и Мария, упав к ногам Спасителя. Равно и другие иудеи говорят о Нем между собою: виждь, како любляше его; не можаше ли сей отверзый очи слепому, сотворити, да и сей не умрет.

Тогда и Сам Иисус Христос всенародно нарекает Себя жизнь дающим. Воскреснет брат твой, говорит Он в утешение Марфе: аз семь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет. И всяк живый и веруй в Мя, не умрет во веки.

Наконец как истинный Бог Иисус Христос после краткой молитвы к Отцу небесному всемогущим словом своим воскрешает Лазаря на четвертый день по смерти его. «Тебе, Владыко, всех царю, вся возможна, — говорит Церковь, — глас Твой разрушил адово царствие и слово власти Твое восставило из гроба четверодневного, и Лазарь бысть спасительное преобразование пакибытия».

Как истинный человек Иисус Христос пришел в Вифанию, где жил и умер Лазарь, и видя сестру умершего друга своего плачущую и пришедших с нею плачущих, Он возмутися Сам, прослезися, и как неведущий спросил: где положисте его? Так Господь предстал гробу Лазареву, «уверяя нам два существа Своя», говорит Церковь.

Как же человек вопрошал: где погребеся, и как же Бог воскресил четверодневного». Как говорит синаксарь в субботу Лазарева воскрешения:

Рыдаеши, Иисусе — сие смертного существа:
Оживлявши друга Твоего, сие божественный крепости, воскресения.

Воскрешение Лазаря
Воскрешение Лазаря

Чтением апостольским на Литургии в эту субботу Церковь проповедует об установлении вечного царства Нового Завета — царства непоколебимого, да имамы благодать, ею же служим благоугодно Богу. с благоговением и страхом (Евр XII, 28; XIII, 8); окончательное установление этого царства благодати началось воскрешением Лазаря. Чтением Евангелия Церковь благовествует о событии воскресения Лазаря.

На утрене Лазаревой субботы звучат некоторые воскресные песнопения, прославляющие Воскресение Христово: это тропари «Ангельский собор удивися»,  песнь «Воскресение Христово видевше» и другие. А на литургии в эту субботу вместо «Святый Боже» поют «Во Христа крестившеся, во Христа облекостеся» — потому что в древности этот день вместе с Великой Субботой был преимущественно крестильным днем. И если в Великую Субботу в Византии крестили взрослых, то в Лазареву субботу — маленьких детей. Поэтому многие византийцы в этот день также отмечали день своего крещения.

Источник:
Прот. Г. Дебольский, Дни Богослужения Православной Церкви.,
Минск, 2002 (по изданию 1901 г.)

В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ
Тропарь, глас 1

О́бщее воскресе́ние / пре́жде Твоея́ Стра́сти уверя́я, / из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же. / Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще, / Тебе́ победи́телю сме́рти вопие́м: / оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.

Кондак, глас 2.

Всех ра́дость Христо́с, / И́стина, Свет, Живо́т и ми́ра Воскресе́ние, / су́щим на земли́ яви́ся Свое́ю бла́гостию, / и бысть о́браз Воскресе́ния, / всем подая́ Боже́ственное оставле́ние.

Вместо Достойна, поем ирмос, глас 8:

Чи́стую сла́вно почти́м, лю́дие, Богоро́дицу, / огнь Божества́ прии́мшую во чре́ве неопа́льно, / пе́сньми велича́ем.

НА ЛИТУРГИИ
Блаженны от канона Триоди, песнь 3 и 6, глас 8

Ирмос: Ты еси́ утвержде́ние / притека́ющих к Тебе́, Го́споди, / Ты еси́ свет омраче́нных, / и пое́т Тя дух мой.

Два предлага́я де́йства Твоя́, / показа́л еси́ суще́ств, Спа́се, сугу́бство: / Бог бо еси́ и Челове́к.

Бе́здна сый ра́зума, Ты вопроша́еши: / где положи́ся ме́ртвый; / хотя́ воскреси́ти, Животода́вче, лежа́щаго.

Ме́ста преходя́й, я́ко быв Челове́к, / яви́лся еси́ опи́сан, / исполня́я вся́ческая, я́ко Бог неопи́санный.

Любо́вь Тебе́ в Вифа́нию, Го́споди, отведе́ к Ла́зарю, / и сего́ уже́ смердя́ща воскреси́л еси́ я́ко Бог, / и от уз а́довых спасл еси́.

Ма́рфа у́бо отча́яшеся Ла́заря, я́ко ви́де четверодне́вна, / Христо́с же истле́вшаго воскреси́ я́ко Бог, / и к жи́зни преста́ви глаго́лом.

Слава: Бог сый и́стинный, Ла́зарево ве́дал еси́ успе́ние, / и сие́ ученико́м Твои́м провозвести́л еси́, / уверя́я, Влады́ко, Божества́ Своего́ неопреде́льное де́йство.

И ныне: Пло́тию опи́сан сый Неопи́санный, в Вифа́нию прише́д, / я́ко Челове́к Влады́ко слези́ши над Ла́зарем, / я́ко Бог же хотя́ воскреша́еши четверодне́внаго.