Христианство воспитывало и воспитывает победителей

534 просмотров

С особой радостью мы всегда слушаем слова воскресного песнопения: «Днесь спасение миру бысть. Поем воскресшему из гроба и Начальнику жизни нашея, разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость». Христианство воспитывало и воспитывает победителей. Над диаволом, грехом, своими страстями, обстоятельствами жизни. И есть глубинная связь между христианским подвижничеством и воинским подвигом.

Четыре святых православных воина (слева направо): Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона, 1618 год. Монастырь Хиландар (Афон)
Четыре святых православных воина (слева направо): Димитрий, Георгий, Артемий и Прокопий. Икона, 1618 год. Монастырь Хиландар (Афон)

В христианстве, начиная с апостольских времен, воинское служение использовалось как метафора той духовной борьбы, которую должен вести каждый христианин.

Вот как пишет об этом апостол Павел: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6: 14–17).

Уже в древности «военные аналогии мы находим у святого Игнатия Богоносца, мученика Иустина Философа и священномученика Киприана Карфагенского. Все эти образы можно свести к четырем пунктам: 1. Все христиане – воины Христа; 2. Иисус Христос есть полководец; 3. Крещение – это таинство и присяга знамени; 4. Церковь воинствующая на земле – это лагерь Бога».

Позднее преподобный Иоанн Лествичник сравнивает с воинами монахов: «Изъясним в этом слове и сам образ воинствования сих мужественных ратников: как они держат щит веры к Богу и своему наставнику, отвращая им всякий помысл неверия и перехождение (в другое место), и, всегда вознося меч духовный, убивают им всякую собственную волю, приближающуюся к ним, и, будучи одеты в железную броню кротости и терпения, отражают ею всякое оскорбление, уязвление и стрелы; имеют они и шлем спасения – молитвенный покров своего наставника».

А святитель Николай Сербский упоминает срочную службу как метафору отношения христианина к земной жизни: «Истинные христиане всегда считали свою жизнь военной службой. И как солдаты считают дни своей службы и с радостью думают о возвращении домой, так и христиане постоянно помнят о конце своей жизни и возвращении в свое Небесное Отечество».

Причины войны

Все, взявшие меч, мечом погибнут.
Евангелие от Матфея, глава 26
Когда уклонились от пути, который Он завещал им, то во многих войнах они потерпели весьма сильные поражения, отведены в плен, в чужую землю, храм Бога их разрушен, и города их взяты неприятелями.
Книга Иудифь 5:18

Просите помощи у Бога


Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа. И узнаете все, что не мечом и копьем спасает Господь.
Первая книга Царств, глава 17

Не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила.
Первая книга Маккавеев, глава 3

Милосердие к врагам

Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется. Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его.
Притчи, 24: 17–18
Не мстите за себя, возлюбленные. Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не будь побежден злом, но зло побеждай добром.
Послание к римлянам, глава 12

Святитель Филарет Московский — о вынужденной необходимости войн

Бог любит мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать и охранять.
Война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту Правды, Веры и Отечества.

Преподобный Иустин Попович — о грехе как причине всех войн


Грехолюбие и злолюбие, а через них самолюбие создает войны между людьми, между народами, между царствами. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений вашихъ, воюющих в членах ваших? (Иак. 4:1)

Блаженный Феодорит Кирский — о воинской службе

Есть много различных родов благочестивой жизни: жизнь монашеская и общежительная, жизнь пустынная и городская, жизнь гражданская и военная. В каждом роде жизни можно угождать Богу.

Святитель Иннокентий Херсонский о вере православного воина

Истинный ратник Христов тот, кто кроме оружия земного имеет и оружие Божие — веру живую, упование твердое, любовь нелицемерную к правде и смирение христианское.

Преподобный Макарий Оптинский о посмертных венцах

Многие, положившие живот свой на брани, верно, получат оставление грехов, и многие увенчаются нетленными венцами славы небесной. А оставшиеся ближние их, страдая о сем сердцем и терпя во многом нужду, невольно оставят роскошь и утвердятся в вере.

Слова русских полководцев

Святой праведный адмирал Федор Ушаков:

Всякий да спешит исполнить ему должное.

Без дисциплины никак нельзя и никакой пользы в делах быть не может.

Александр Васильевич Суворов:

Сам погибай, а товарища выручай.

Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.

Молись Богу. От Него победа.

Благость и милосердие потребны героям.

Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.

Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч.

Михаил Илларионович Кутузов:

Если русские всегда будут сражаться за веру своих прародителей и честь народную, то слава будет их вечным спутником.

Святитель Филарет Московский
Святитель Филарет Московский

Учению о войне, как о вынужденной необходимости в падшем мире, посвящены такие слова святителя Филарета Московского: «Бог любит добродушный мир, и Бог же благословляет праведную брань. Ибо с тех пор как есть на земле немирные люди, мира нельзя иметь без помощи военной. Честный и благонадежный мир большею частью надобно завоевать. И для сохранения приобретенного мира надобно, чтобы сам победитель не позволял заржаветь своему оружию»; «война – страшное дело для тех, которые предпринимают ее без нужды, без правды, с жаждою корысти или преобладания, превратившейся в жажду крови. На них лежит тяжкая ответственность за кровь и бедствия своих и чужих. Но война – священное дело для тех, которые принимают ее по необходимости – в защиту правды, веры, отечества».

Великая Отечественная война выявила глубокие христианские архетипы в сознании русского народа, в частности самоотвержение, терпение, общинность, духовную твердость перед лицом испытаний.

И другое. В Первую мировую войну вроде и народ был тот же, и более верующий по крайней мере, и военное духовенство было, и еще не прошли русские люди через репрессии и разрушение храмов, но духа и воли к победе не было. В конечном счете его посылает Сам Господь. По словам отца Кирилла (Павлова), именно Бог послал в сердца советских воинов мужество и жертвенность и мудрость и умение полководцам.

И, кроме того, на войне всегда находилось место чуду. Об этих чудесах уже составлены книги. Можно порекомендовать хотя бы сборник «Спаси и сохрани». Эти рассказы могу дополнить повествованием, недавно услышанным от ветерана труда Юрия Михайловича Шилова. Его отец, Михаил Васильевич Шилов, прошел всю войну. Воевал на Карельском фронте. Вспоминать о войне не любил. Только раз рассказал, что при форсировании водной преграды (кажется, Вуоксы) он подвергался смертельной опасности. Мины рвались совсем рядом. Но остался цел. И, более того, всю войну не получил ни царапины. А почему? Его супруга, мама Юрия Михайловича, не только сама молилась за мужа, но каждый день, укладывая спать детей, заставляла их молиться за отца. И он вернулся домой цел и невредим. Рассказ свой Юрий Михайлович завершил так: «Верую и знаю, что Бог есть и людям помогает».

Для нашей страны Исход был и в другом. Благодаря страшным испытаниям возродилась православная вера, власти – в чем-то вынужденно, а в чем-то нет – способствовали восстановлению Русской Православной Церкви, традиционных ценностей и прежде всего – патриотизма.

Икона святого благоверного князя Александра Невского. Иконописная мастерская Екатерины Ильинской
Благоверный князь Александр Невский

Вспоминает Юрий Георгиевич Алексеев, доктор исторических наук, профессор СПбГУ, в прошлом блокадник, морской офицер: «Когда я услышал из речи Сталина: “Под знаменами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского вперед к победе”, то подумал: “Слава Тебе, Господи. Конец этому проклятому космополитизму-интернационализму”». И действительно, в этой речи была глубинная связь с посланием Святейшего Патриарха Сергия: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью Родины, кровными заветами любви к своему Отечеству…

Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти и вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом… Вспомним святых вождей русского народа, например Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших души свои за народ и родину…

Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

И воистину сбылось пророческое слово Первосвятителя: небесное благословение снизошло на Россию и завершилось победным пасхальным торжеством 9 мая.

Смотрите также:

Патриотизм, любовь к Отчизне, воинское служение »

 РУССКАЯ ИСТОРИЯ СТРОИТСЯ ПАМЯТЬЮ О ПОБЕДАХ »

Война миров: Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны »

О духовном смысле Победы »