Жертва нашего спасения

Распятие с предстоящими, 14 век

Господь мой! Господь мой!
Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего,
привлекши меня к Кресту Твоему судьбами Твоими.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6, 14).
Когда сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением.
Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценною Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19, 37).
И эти пронзившие не почему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого.
В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение.

Платон, митрополит Московский

О Кресте

Церковь явилась раем, имеющим посреди себя древо жизни – древо Креста!

Преподобный Феодор Студит

Широта на древе добрых дел твоих касается, христианин! Крестом распростираются тебе руки: Крест – благое и легкое иго, возложенное на тебя, вместо тяжкого, подавляющего бремени закона (Еф. 2, 15). Долгота в Кресте означает долготерпение Божие.
Высота крестного древа означает ожидание для свыше благоуповающих. Глубина означает глубину благодати, ниспосланной туне и без заслуг наших единственно за Крестные заслуги Спасителя.

Блаженный Августин

Как четыре оконечности Креста сосредотачиваются и здесь соединяются, так точно силой Божией держится и высота, и глубина, и долгота и широта, т.е. вся видимая и невидимая тварь.

Преподобный Иоанн Дамаскин

Крест – есть определитель границ любви высотою неба, глубиною земли, длиною и широтою вселенной.

Святитель Андрей Критский

Крест как величайший символ силы и власти Христовой. Представьте себе какие-нибудь две вещи в мире, – может ли что устроиться без формы Креста, и может ли существовать без этой формы взаимная между ними связь?
По морю, например, нельзя плавать, если на корабле сломана мачта; земли нельзя пахать без формы крестообразной; копающие землю, равно как и ремесленники, производят свою работу не иначе, как посредством орудий, имеющих форму Креста.

Святой мученик Иустин Философ

Все, что нас касается, совершается через Крест. Возродится ли нужно будет, напитаться ли известною таинственною пищею, принять ли рукоположение, или что-нибудь другое, везде встретим сие знамение победы.

Святитель Иоанн Златоуст

Смотрите на Крест, углубляйтесь сами и поучайтесь непрестанно, черпайте духом, чего не может исчерпать слово!

Епископ Могилевский Виталий (Гречулевич)

Крест Господень

Пусть превозносится этот суетный мир в своей гордыне, пусть тщеславится счастьем своим, пусть услаждается временной сладостью греховной; нам же единая слава и услаждение – Крест Господень: «А я, – говорит апостол, – не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6, 14).

Распиятие на Кресте Господа и Спаса нашего Иисуса ХристаИ самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть похвала, и слава, ибо не только прославился Он, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, поднимая с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест.

Не напрасно Златоуст называет святой Крест славою Сына Божия: «Крест – слава Сыну, как и Отцу слава – Сын; славится Отец в Сыне Своем, славится Сын через Крест Свой». Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом. И это сделаем на пользу нашу, с Божией помощью.

Поистине, подобает нам «хвалиться разве только Крестом Господа» (Гал. 6, 14), так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8, 17). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: «Вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 27), так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши.

Не подумай, что Крест Господень, которым хвалится апостол, есть только крест вещественный, сделанный из дерева, но разумей в нем более всего страдание Господа, приняв которое, Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные или серебряные, или человеческим художеством сделаны из какого-либо иного вещества: это – случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь искушает нас в этой жизни, как золото в горниле.
Ибо «плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь», – говорит Писание (Притч. 17, 3). И в другом месте: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3, 6). Вот наши кресты! И мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым.

Святитель Дмитрий Ростовский

… Три часа висит распятый Христос на кресте. Муки терзают Его тело. Руки и ноги пригвождены большими железными гвоздями.

Три часа смотрел Господь на землю, прощаясь с землею и теми, кто жил на земле. В 6 часов померкло солнце, наступила тьма… Естественный холод проник также и в тело Христа.
Три часа скрывало солнце лучи свои. «И померкло солнце» (Лк.23, 45) – как образно говорит Святое Писание, как будто и солнце оставило Господа. И живая и мертвая природа покинули Христа.
Куда ни взглянет Господь, нигде Он не находит для Себя никакого утешения, никакой отрады. Богоматерь возле креста, только сильнее Ее скорбь раздирает душу Господа; любимый ученик Иоанн возле Него, остальных нет.

Злобно ругаются фарисеи, воины делят Его одежду. Он видит хитон, который сшила Ему Мать. Воины отнимают его друг у друга и, наконец, мечут жребий. По ту и другую стоны от креста слышатся стоны разбойников, одни из них продолжает поносить Христа.

Нигде и ни в чем Сын Божий не находит для Себя утешения, и Он обращается к Отцу: «Боже Мой, Боже ой! Для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27, 46).

Несение КрестаОтец, который заботится о самой маленькой птичке на земле, о каждой травке, о каждом цветочке, — оставил Его, оставил заботу о Нём.

Когда нам тяжело мы стараемся выразить свою скорбь другим, разделить ее между близкими и нам становится легче. Если над нашей болью или горем надругаются, становится еще тяжелее.

Господь обратился к Отцу, но Он почувствовал, что и Отец Его оставил. Поистине Господь, как тот купец, о котором Он говорил в притче, который увидев одну жемчужину, пошел и «продал все, что имел» (Мф., 13, 45), чтобы приобрести ее. Так и Господь находит человека, находит душу – эту дорогую жемчужину, и ради этой жемчужины Он оставляет славу Небес, пение ангелов, и вместо славословия слышит крики «распни, распни Его» (Лк. 23, 21), и надругательства. И все это ради спасения человека. Познаешь же какова любовь Господа к нам!

Как не ненавистен грех Богу Отцу. Сын Его принял наши грехи «мучим был за беззакония наши» (Ис. 53,4), как пророчествовал об этом пророк Исаия. Христос взял на Себя грехи и стал за нас клятвою. Правда Божия карает Сына. Море мук, океан страданий падает на Христа. И Отец как бы отворачивается от Сына, не хочет видеть Его, как грешника.

Господь берет на Себя всю тяжесть греха человеческого, чтобы нам было легко. Господь становится ходатаем перед правдой Божией. «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» — так воскликнул Господь, а Отец молчал, когда Сын вопиял. Он знал, что эти муки Христа принесут нам с вами жизнь и радость. Страдало сердце Бога Отца, но Он молчал.

Поймём же смысл и значение этого вопля Христа: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?», и в час, когда нам будет тяжело, воскликнем: «Господи, ради Твоих крестных страданий, ради мук Твоих на кресте, не остави нас». Аминь.