Луганская икона Божией Матери

С вечернего богослужения 12 июня в Луганске начались торжества в честь иконы Божией Матери Луганской.

Икона Богородицы Луганская
Икона Богородицы Луганская

Около 10 лет назад в Лу­ган­ске об­на­ру­жи­ли ико­ну Бо­жьей Ма­те­ри, ко­то­рую дав­но счи­та­ли уте­рян­ной. Неко­гда она ви­се­ла в ке­лье из­вест­но­го стар­ца Филип­па, ко­то­ро­му при­пи­сы­ва­ют мно­гие чу­де­са, в том чис­ле и то, что он был сви­де­те­лем яв­ле­ния Бо­жьей Ма­те­ри в Лу­ган­ске — имен­но это со­бы­тие и пе­ре­да­но на иконе, писанной с его слов как всё происходило в ту ночь. Этому образу, ко­то­рый бы­л на­пи­са­н неиз­вест­ным художником в 1905 го­ду, ко­гда Бо­го­ро­ди­ца яко­бы яви­лась всем лу­ган­ча­нам, ста­рец про­ро­чил боль­шое бу­ду­щее. Во всех ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ют­ся сло­ва Филип­па о том, что эта ико­на бу­дет ещё про­слав­ле­на, что она спа­сёт и прославит Лу­ганск.
Счи­та­лось, что по­сле смер­ти стар­ца Филиппа ико­на Божией Матери Луганская бы­ла без­воз­врат­но уте­ря­на. Од­на­ко по счаст­ли­вой слу­чай­но­сти или во­лею судь­бы ее уда­лось най­ти съе­моч­ной груп­пе те­ле­ка­на­ла Луганского Областного Телевидения, ко­то­рая при­е­ха­ла в г. Алек­сан­дровск снять фильм про стар­ца для исторического цик­ла пе­ре­дач «Гу­бер­ния».
При­е­хав в Алек­сан­дровск, чтобы по­се­тить легендарный Свято-Вознесенский собор, где старец Филипп слу­жил дья­ко­ном по­след­ние го­ды жиз­ни, пер­вым че­ло­ве­ком, ко­то­ро­го встре­ти­ла съёмоч­ная груп­па, ока­за­лась ба­буш­ка, ко­то­рая са­ма ви­де­ла и пом­нит стар­ца.
По­сле пе­ре­име­но­ва­ния Лу­ган­ска на Во­ро­ши­лов­град, у стар­ца спра­ши­ва­ли: “Па­па­ша! А как же ико­на на­ша те­перь бу­дет на­зы­вать­ся? Го­род -то уже не Лу­ганск? На­зы­вать её Во­ро­ши­лов­град­ской как-то и язык не по­во­ра­чи­ва­ет­ся”. И толь­ко уве­рен­ный от­вет стар­ца мог раз­ве­ять со­мне­ния на­ро­да. А в ис­пол­не­нии ска­зан­ных им слов мы, по про­ше­ствии мно­гих лет мо­жем убе­дить­ся са­ми. “Го­род был и оста­нет­ся Лу­ган­ском. Имя же это­го бан­ди­та со­трёт­ся со стра­ниц ис­то­рии как имя ге­роя, и лю­ди его за­бу­дут. А кто бу­дет об­раз яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри име­но­вать его име­нем, у тех на язы­ках шиш­ки по­вы­рас­та­ют”.
Изо­бра­же­ние, ко­то­рое на­хо­ди­лось у стар­ца в ке­лии, бы­ло на­пи­са­но од­ним неиз­вест­ным ху­дож­ни­ком и пе­ре­да­ва­ло всё яв­ле­ние Бо­жи­ей Ма­те­ри в по­дроб­но­стях. Ста­рец Филипп ча­сто го­во­рил, что не знав­шие его, ко­то­рые бу­дут жить позд­нее, про­сла­вят Лу­ган­скую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри, но не тот образ, что на­хо­ди­лся у него и от­ра­жа­л всё яв­ле­ние. А бу­дет на­пи­са­на но­вая ико­на в вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия.
Икона Богородицы Луганская
Икона Богородицы Луганская в Свято-Петропавловском соборе, 2017 г.

Так­же го­во­рил: “Прой­дут с ико­ной кре­сто­об­раз­но через весь го­род. При­едут чу­же­зем­цы и по­кло­нят­ся. А вы бу­де­те сле­дом ид­ти, петь и ра­до­вать­ся”. Так и слу­чи­лось.
По­сле смер­ти диа­ко­на Филип­па, та историческая икона, на­хо­див­шаяся у него в келии, про­па­ла. И толь­ко при ар­хи­епи­ско­пе Лу­ган­ском и Ста­ро­бель­ском Иоан­ни­кии (Кобзеве) , по его бла­го­сло­ве­нию и по прось­бам ве­ру­ю­ще­го на­ро­да, во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста в 1992 го­ду, одним из луч­ших ико­но­пис­цем на­ше­го вре­ме­ни мо­на­хом-по­движ­ни­ком Пско­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря Зиноном бы­ла на­пи­са­на Лу­ган­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Свя­той об­раз ис­пол­нен в ви­зан­тий­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции и не имеет ана­ло­гов в изо­бра­же­нии во всём Пра­во­слав­ном ми­ре.
На се­го­дняш­ний день об­раз Лу­ган­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри по бла­го­сло­ве­нию Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го Вла­ды­ки Иоан­ни­кия уста­нов­лен и сво­им при­сут­стви­ем укра­ша­ет Свя­то-Пет­ро­пав­лов­ский ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Лу­ган­ска.
Пе­ред свя­тым об­ра­зом каж­дую сре­ду пе­ред на­ча­лом Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, со­бо­ром ду­хо­вен­ства со­вер­ша­ет­ся служ­ба ака­фи­ста По­кро­ву Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Имея та­кую По­кро­ви­тель­ни­цу го­ро­да и об­ла­сти, пра­во­слав­ные луганчане мо­лят­ся о за­щи­те от всех бед и на­па­стей, об утвер­жде­нии в оте­че­стве на­шем ми­ра и со­гла­сия, ис­пра­ши­вая по­треб­ное бла­го­по­лу­чие и покров Пречистой Девы Марии.